В апреле Федору исполнилось 4 года. С мамой, папой и старшим братиком Тихоном он живет в Риге. Диагноз Федора — аутизм, у него инвалидность. Мама долго собиралась с силами, чтобы обратиться за помощью и переживала, но другого выхода нет. Занятия АВА-терапией стоят дорого, по госпрограмме не оплачиваются, а малышу они очень помогают. Уже после первых пройденных курсов у Федора есть позитивные сдвиги, нужно продолжать.
На годовой курс АВА-терапии нужно собрать 3800 евро. «Зеленая лампа» рассказала историю Федора во вторник. За день в помощь мальчику было собрано 1633 евро. В том числе сделано 339 звонков на сумму 423 евро.
Телефон помощи — 90006384 работает для Феди до 30 мая. Стоимость звонка — 1,42 евро. Благотворительный фонд BeOpen открыл специальный счет помощи 4-летнему Федору Зайцеву. С поступивших на счет денег не берутся никакие проценты или комиссионные.
Labdarības fonds BeOpen
Reģ.Nr. 50008218201
Konta Nr. LV20 CBBR 1123 2155 00130
Bankas SWIFT kods: CBBRLV22 (BluOr Bank AS)
Mērķis: Zaļā lampa. Palīdzība Fjodoram Zaicevam
«Когда у нас родился Федя, я была самой счастливой мамой на свете, — рассказывает Татьяна. Любимый муж, два замечательных сына, хорошая работа – чего еще желать?» Но у жизни на нее были свои планы. Неожиданная болезнь младшего сына стала проверкой на прочность для всей семьи. И они проходят ее, благодаря упорству, вере и любви.
Татьяна работает педиатром в Детской больнице, дежурит также в больницах Екабпилса и Сигулды. Через ее руки прошло множество маленьких пациентов, которым она помогла выздороветь. И вот теперь приходится просить помощи для лечения своего младшего.

Федор родился на православную Пасху. Родители так и назвали его – Федор, что в переводе с древнегреческого — «Божий дар», «дарованный Богом». Крестили малыша в Вентспилсе у отца Вадима. Его жена, матушка Ольга, стала крестной матерью.
«Вначале все шло нормально. Федя быстро развивался, в 3 месяца начал переворачиваться, в полгода уже ползал, гулил, был очень позитивным ребенком. Он всем улыбался на улице, в магазине. Потом я заметила, что он не реагирует на свое имя, когда к нему обращаются, давится молоком, а позже и кусочками пищи – просто не может их проглотить (это продолжалось до 2 лет, кормить его приходилось измельченной в блендере пищей). К 10 месяцам он не научился хлопать в ладоши, как все дети, не повторял за мной движения. Так и не начал показывать пальчиком на предметы. Мы дважды обращались к специалистам, но ничего особенного не было констатировано. Решено было наблюдать и ждать», — вспоминает Татьяна.
Регресс начался в 1 год и 3 месяца. Ребенок просто ушел в себя – больше не пытался говорить, издавал только странные звуки, напоминающие крики чаек, не интересовался игрушками, закидывал их за диван и подолгу сидел, уставившись в одну точку. А на музыкальных игрушках просто «зависал», ложился на них и ни на что больше не реагировал. Мама встревожилась еще больше.
«Однажды мы поехали на машине в Яунмокский замок. Внезапно громко выстрелила стоявшая у замка пушка, но Федя даже не моргнул, будто не заметил. Это стало для меня последней каплей, и мы обратились к неврологу Детской больницы Марии Чехович. Она первая заподозрила аутические нарушения и посоветовала как можно быстрее начать курсы АВА-терапии», — рассказывает Татьяна.
Феде сделали электроэнцефалограмму, проверили слух, который оказался в норме. В 2, 4 года провели АДОС-тест, который установил аутизм. После этого детский психиатр предложил оформить инвалидность.
Мама делала все, что возможно, чтобы улучшить состояние сына. Уже в 2 года Федя прошел интенсивный курс АВА-терапии в рижском центре Lauvas skola, потом групповые занятия, все это семья оплачивала сама. Затем, при поддержке BSF, прошли второй интенсивный курс. Федя проходил занятия с эрготерапевтом, физиотерапия, сеансы нейролингвистической и сенсорной интеграции.
Татьяна накупила всевозможных развивающих игр и игрушек и занималась с сыном дома. Она заметила, что Феде нравятся фигурки животных, особенно лошадки, на остальные игрушки он не реагировал. Мама попробовала развивать речь, имитируя звуки, которые издают разные животные. И у Феди получилось. Ему так сильно нравятся животные, что он понемногу начал говорить слоги, а затем и отдельные слова. Дома у Феди сейчас целая коробка – и домашних, и диких, и морских животных.
К лошадкам у Феди особая любовь. «Когда он их видит, просто расцветает, — улыбается мама. – Мы специально возили его в Тервете, где он мог пообщаться с ними близко».

Так, с помощью АВА-терапии и маминого упорного труда, малыш понемногу начал общаться. Сейчас в основном он «зеркалит» услышанные фразы (это называется «эхолалия»). Но уже смотрит мультики, знает всех персонажей в своем любимом мультфильме «Три кота», поет песенки из «Синего трактора». Прогресс после АВА-терапии случился и в еде — Федя наконец стал есть нормальную пищу. Особенно он обожает блинчики и сырники.
Сейчас Федя ходит в детский сад «Саулите», в обычную группу. «Нам очень повезло, — рассказывает Татьяна. – Наша воспитательница училась на социального педагога и знает, как обращаться с такими детьми». Если поначалу Федя совсем не общался с другими малышами, сидел один, сам по себе, то сейчас начинает понемногу контактировать. Но он пока не умеет ничего спросить, не понимает, как начать разговаривать, боится больших групп людей. Не может также концентрироваться, «уплывает» во время занятий, что мешает ему восприниматься информацию. Еще одна особенность Феди — «крылышки»: чтобы выразить эмоции, он машет руками, словно хочет взлететь. У него это настолько ярко выражено, что нужно много работать, чтобы это не бросалось в глаза.
Потенциал у Феди хороший, занятия очень помогают, и их нужно обязательно продолжать. «Если поначалу сын не мог сам пить, есть, ходить на горшок, не отзывался на имя, то сейчас он все это умеет и делает, называет картинки. Поэтому нельзя останавливаться», — говорит мама.

В этой уютной квартире также живет «маленький зоопарк» — 13-летняя кошка Кэт, которую когда-то Татьяна взяла из приюта. А еще пушистый кролик, любимец старшего сына Тихона, и разноцветные рыбки, за которых отвечает папа Володя.
Татьяна и Владимир познакомились, когда она училась в медицинском, а он, сварщик по профессии, приехал в Ригу из Украины по работе. Два года они встречались, а потом сыграли красивую свадьбу на Украине. Живет семья сейчас в съемной квартире в Задвинье.
Старшему сыну Тихону – 11 лет. Он очень любит братика и старается во всем помогать маме. С 6 лет он ходит на занятия в воскресную школу «Ковчег» при храме Нерукотворенного Образа Спаса. Там в детской студии ставят маленькие спектакли. На самое первое выступление сына мама ходила с грудным Федором на руках. Тихон рассказал нам, что недавно ему доверили сыграть в пьесе о Марии Магдалене роль императора Тиберия.
В этой семье очень теплые отношения и много любви. Несмотря на сложности, все улыбаются. Общая главная мечта сегодня – чтобы произошли улучшения в здоровье маленького Феди и он смог начать говорить, общаться с детьми, догнать в развитии своих сверстников. Это реально, и мы можем помочь.
Как помочь
Маленькому Феде нужно пройти годовой курс АВА-терапии в Lauvas skola. Это поможет ему в развитии речи, концентрации внимания, навыков коммуникации и социализации. Стоимость годового курса — 3800 евро.
Телефон помощи — 90006384 работает для Феди до 30 мая. Стоимость звонка — 1,42 евро.
Благотворительный фонд BeOpen открыл специальный счет помощи 4-летнему Федору Зайцеву. С поступивших на счет денег не берутся никакие проценты или комиссионные.
Labdarības fonds BeOpen
Reģ.Nr. 50008218201
Konta Nr. LV20 CBBR 1123 2155 00130
Bankas SWIFT kods: CBBRLV22 (BluOr Bank AS)
Mērķis: Zaļā lampa. Palīdzība Fjodoram Zaicevam
Благотворительная авторская программа “Зеленая лампа” выходит на радио Baltkom 93,9 FM каждый вторник в 12 часов в сотрудничестве с благотворительным фондом BeOpen и при поддержке интернет-магазина JOOM. Авторы и ведущие программы – журналисты Ольга Авдевич и Рита Трошкина.
Тех, кому нужна помощь, и тех, кто хочет помочь, при дополнительных вопросах, приглашаем писать на электронную почту zala.lampa@gmail.com и info@beopen.lv
Присоединяйтесь на Facebook к странице «Зеленая лампа»