Совсем недавно, 29 апреля, в Рижском русском театре им. М. Чехова прошла премьера спектакля «Человек из ресторана». Спектакль поставлен по одноименной повести Ивана Шмелева.
Это моноспектакль. На сцене – только один актер. Он же — режиссер и автор инсценировки Вадим Гроссман.
«Я выбрал для постановки повесть Шмелева, потому что этот материал очень трогает и волнует. Мне кажется, это необходимо нам сегодня. В названии всегда скрыт смысл. Здесь есть слово «человек», значит нам важно лишний раз задуматься о том, что все мы – люди. Ну а «ресторан», где обычно отмечаются праздники, свадьбы, поминки, символизирует нашу жизнь в разных ее проявлениях», — рассказал Вадим Гроссман в эфире радио Baltkom.
«Мы все видим, что наш мир изменился. И он продолжает меняться в сторону, которая меня, например, не радует. Мне хотелось сделать что-то такое, что способно показать: мы все – люди. Спектакль приняли очень хорошо. Я испытываю огромное счастье, когда нахожусь на сцене, а в зале — умная тишина. Когда я вижу глаза людей, которые откликаются на то, что я хотел им сказать. Такой отклик говорит о том, что это лекарство, которое люди хотят принимать.
Я на сцене один. Это большая ответственность. Но над созданием спектакля работал весь наш театр. Если я сейчас начну всех перечислять, то это займет много времени. Поэтому просто говорю «спасибо» всем моим коллегам, принимавшим участие в постановке. Очень чувствуется, что тебя поддерживает много людей.
Наши актеры озвучивают за сценой героев постановки. Повесть достаточно многонаселенная по количеству персонажей. Я выбрал для инсценировки одну линию — главного героя Якова Софроновича Скороходова. Но идея пьесы такова, что этот маленький человек, официант, лакей, не может найти себе места в жизни, иногда он разговаривает сам с собой, задает себе вопросы. Он вспоминает свою жизнь и звучат голоса как воспоминания о той жизни, что уходит навсегда. Ее хочется сохранить. Мой герой Скороходов — человек совестливый, сердечный. У него есть свои ценности, ему стыдно за какие-то поступки и мысли.
В свое время режиссер Протазанов поставил немой фильм по этой повести, где играл Михаил Чехов. И уже в наше время роль Скороходова сыграли Константин Райкин и Виктор Сухоруков. Так что этот материал востребован сегодня.
Ну а сам автор Иван Шмелев – представитель русской эмиграции. О Шмелеве заговорили в 90-е годы, когда это стало возможно. Это православный писатель с очень трагической судьбой и личными бедами. Корней Чуковский писал, что в этой повести – квинтэссенция «маленького человека». Термин этот в русской литературе появился не с героями Гоголя, как многие считают, а от Пушкина. От его «Станционного смотрителя» и до шмелевского «Человека из ресторана».
В жизни героя происходит масса событий. Выстоять и сохранить человечность ему помогает любовь. Это и есть главное, что надо сохранять до конца. Только человек способен любить, сострадать и помогать.
Фаина, Коко, Эльза
Предыдущие режиссерские работы Вадима Гроссмана посвящены двум великим и очень разным женщинам — Фаине Раневской и Коко Шанель.
«У каждого режиссера есть своя тема. Мне симпатичны люди-жизнелюбы. Обеих очень разных героинь моих спектаклей объединяет любовь к жизни. Первая – это Фаина Раневская («Фуфа. Два сердца»). Фантасмагорический спектакль. Мы показали суть героини и историю ее одиночества. Это не случайно. Такие мощные люди, как Фаина Георгиевна, очень часто одиноки. Раневская – человек, ао многом повлиявший на меня. Этот спектакль — благодарность за то, что есть люди, которые делают тебя лучше. Однажды Раневскую спросили о самом главном. И она ответила: «А для меня самое главное – это доброта и сострадание. Доброта в человеке даже больше, чем талант».
Второй спектакль посвящен Коко Шанель. В свое время идея родилась под эгидой нашего рижского Музея моды. Специально была написана пьеса, но когда мы создали спектакль, то стало понятно, что он оказался больше маленького пространства музея. И сейчас постановка идет в театре на Малой сцене. Но потом у нас родился еще один спектакль «Та, которая шьет» — того формата, который подходит для музея. Это модный баттл «Коко Шанель vs Эльза Скиапарелли». А наш Музей моды сам по себе уникален, сюда стоит зайти в любое время, это интересное путешествие по моде и истории.
Казалось бы, какое отношение я имею к моде. Но я вдруг поймал себя на мысли, что мода помогает создавать настроение. Делает нашу жизнь ярче, интереснее, волшебнее».
Зачем Риге памятник Пушкину
Сейчас идет такая тенденция, что русская культура часто оказывается под давлением. Мы поинтересовались у режиссера, что он думает по этому поводу.
«Я не хочу давать никакие оценки. На это, очевидно, есть свои причины. Но просто давайте задумаемся: разрушить очень легко. Построить трудно. Пушкин и Чайковский – это достояние культуры. Это же ты сам. Разрушая их, ты разрушаешь сам себя. Давайте подумаем об этом. Я горжусь, что я рижанин и что у нас есть прекрасное Пушкинское общество и памятник Пушкину. Говорят, что Пушкин, мол, никогда не бывал в Латвии: зачем памятник? Но великие столицы мира гордятся своими памятниками Пушкину. Например, Рим, где он тоже никогда не был. Кроме того, поэт тесно связан с Ригой хотя бы через Анну Керн, которая здесь жила. Пушкин был всегда интересен и Райнису, который делал переводы его произведений на латышский язык (в т.ч. «Бориса Годунова»). Это же только обогащает нас».
Запись программы «Зеленая лампа» с участием Вадима Гроссмана — здесь
На этой неделе «Зеленая лампа» помогает 14-летнему Тимофею Окулевичу из Олайне собрать средства на оплату годового курса лечения. Телефон помощи – 90006384 (1,42 евро) работает для Тимофея до 10 мая. Подробная информация — здесь