«В этот карантинный год, когда мы не могли ни работать, ни передвигаться, наша жизнь происходила в заколдованном квадрате «кровать- холодильник-телевизор-туалет«. Из этого квадрата невозможно вырваться. Не только артисты не могут делать то, чему посвятили себя и свое существование. От этого страдают и те, для кого театр – часть эмоциональной и интеллектуальной жизни. Это жестоко», — cказала в эфире радио Baltkom знаменитая оперная певица Инга Кална, обладательница пяти (!) Больших Музыкальных призов Латвии.
«Последний настоящий спектакль в костюмах, когда я пела на сцене, состоялся 31 октября. Это был Моцарт «Милосердие Тита», его предпоследняя опера. Я пела одну из самых моих любимых – партию Вителлии. Мы спели премьерный спектакль, а на следующий день нас закрыли на карантин. Теперь ждем, когда этот «железный занавес» откроется, а наш собственный, театральный, занавес поднимется. Но неделю назад мне пришло очередное сообщение, что спектакль, запланированный на 11 мая, cнова отменен. Нам, артистам, очень хочется выйти на сцену и заняться тем, что мы делаем лучше всего. Но пока все откладывается…»
Инга Кална живет в Гамбурге и только что вернулась домой из Афин, где с ее участием прошла оперная премьера «Торжествующей Юдифи» Вивальди. В условиях пандемии это событие выдающееся. Но премьеру играли без публики. Для певицы это уже 32-я по счету оперная постановка.
«Во многих странах, к примеру, в Германии, театры в условиях ограничений делают постановки и снимают генеральную репетицию, а потом её транслируют. Или монтируют. В Греции — несколько иначе. Спектакли могут идти, но без публики. Мы играли перед пустым залом. Вместо 4 спектаклей по контракту мы сыграли два. Но рады, что хоть два удалось.
Совершенно неожиданно получилось мое участие в этом спектакле. Отменили постановку оперы Пуленка «Диалоги кармелиток», где я должна была петь партию мадам Лидуан, и у меня освободилось окно. И тут мне предложили петь в Афинах, так как из-за ужесточившихся карантинных ограничений певица, которая должна была выступать, не смогда приехать. Я была очень рада участвовать в этой постановке. На канале Mezzo можно будет увидеть спектакль, но чуть позже. Сейчас они монтируют. Когда спектакль будет в свободном доступе, я поделюсь информацией.
Афины меня порадовали. Обычно все мои поездки связаны с профессией, а в туристических целях, как правило, езжу, благодаря мужу – он любит путешествовать. Но вот в Греции я до сих пор не была ни разу. Так что получилось: не только выступить в новом для меня театре и впервые исполнить эту партию, но и первое знакомство со страной.
В Афинах для меня стали откровением цветущие апельсины и лимоны. Впервые видела их в период буйного цветения, и одновременно на некоторых уже были плоды. Зрелище необыкновенное. Все оранжевое и белоснежное. Если охарактеризовать театральными категориями, то это как бы невеста и мать в одном лице. Да еще умопомрачительный аромат, особенно усиливающийся к ночи».
В условиях пандемического прошлого года певица записала сольный альбом «Das ROSENBAND», где звучат произведения Рихарда Штрауса, Яниса Мединьша и Альфреда Калниньша. Запись была сделана в июле 2020 в зале Lielais dzintars. Инге аккомпанирует пианистка и профессор Лондонской Королевской академии Диана Кетлер.
«Этот альбом — запись программы нашего концерта 2016 года. Самой программе много лет. Играли мы ее с моей подругой, гениальной пианисткой Дианой Кетлер, много раз, и программа эта успела как бы вызреть и настояться. Мы хотели записать это давно, но в силу ряда причин финансовую поддержку проект получил только сейчас. Записали все буквально за 4,5 дня.
Диск действительно получился «пандемический» (улыбается). Есть в его эстетике некая отстраненность, такой интравертно-наблюдательный подход. В том смысле, что внимательный слушатель уловит импульсы, которые на нас действуют в сегодняшней реальности. Мы смотрим на жизнь не напрямую, а как бы через «окно»: что было, что есть и что будет. Но это тоже черта времени. Потом будет интересно оглянуться… Мы, артисты, — как акыны: что видим, то поем. Вот и воспели то, что увидели через «окно». Иными словами — находясь взаперти, в карантине. С этой точки зрения диск — документ нашего времени».
Полностью беседу с оперной певицей можно послушать ЗДЕСЬ (аудио)
Благодарим Ингу Калну за поддержку благотворительного проекта «Зеленая лампа» на радио Baltkom.