Гостья программы «Зеленая лампа» — дизайнер украшений Анна Фаныгина, создатель собственной линии Verba
Ювелирные работы Анны так хороши, что их с радостью носят самые разные люди, украшения выставлены в постоянной экспозиции музея Декоративного искусства и дизайна в Риге, участвовали в выставке в центре Марка Ротко в Даугапилсе. Она неоднократный обладатель призов латвийских конкурсов дизайна. И участница международных выставок во Франции, Германии, Италии, России, Финляндии, Литве, Греции, Голландии, Кипре.
Только что, в октябре Анна вернулась из Венеции, где ее работы были представлены на Venice Designe Week 2020. А сама дизайнер получила первое место в конкурсе «INSTRUMENTA DESIGN между античным и современным«.

Голуби на площади Сан-Марко
«Я участвую в этих венецианских неделях дизайна с 2017 года. Они посвящены дизайну в широком смысле. Но там есть четкая направленность и в сторону украшений. Каждый год врамках недели проходит конкурс, тема которого объявляется в начале года. А потом для финалистов организуют выставку. В этом году тема была такая — «Трансгрессия». То есть преодоление невидимых граней. Преодоление границ, и чаще всего – неординарным путем. Возможно, даже выходя на метафизический уровень. Вот такая непростая тема.
Я решила использовать как отправную точку одну свою работу, которая вообще-то была сделала уже 10 лет назад. Она очень подходила по теме. И я ее трансформировала.
Конечно, в этом году, по сравнению с предыдущими, все было чуть иначе. Гораздо более сдержанно. Часть мероприятий проходили онлайн, даже открытие выставок. Многие дизайнеры участвовали заочно».

Венеция в жизни и творчестве Анны занимает особое место. Свой день рождения 20 февраля (магические цифры 20.02.2020) в этом году она отмечала тоже там. В тот момент еще ничто не предвещало наступающих событий. Но буквально на следующий день в регионе Венето обнаружили первого заболевшего. А потом все покатилось, как снежный ком. Уезжала Анна уже из опустевшей Венеции.
Февральская выставка называлась «Венецианская библиотека». Были сделаны украшения с цитатами про Венецию. Разные источники, разные писатели. Все, что посвящено Венеции. Томас Манн, Байрон, Борхес, Ахматова, Бунин, Бродский… Всего 20 писателей.
«Уменя отношения с этим городом длятся почти 20 лет. Я видела Венецию очень разной. В феврале больше всего поразили опустевшие каналы. А сейчас, осенью… такой Венеция не была никогда. Очень значимая для меня тема – голуби на площади Сан-Марко. Они как символ — нужны и важны. И я всегда старалась их кормить, несмотря на запреты. Но пандемия смогла эту ситуацию перевернуть. На площади почти не осталось голубей, теперь там хозяйничают чайки. Это какой-то странный природный казус.
Что касается вопроса, зачем нам вообще был дан такой опыт, сложно сказать… В этой теме столько домыслов. Вероятно, это какая-то перезагрузка. Но что бы там ни было, мне кажется, мы должны действовать по принципу стоиков, слова которых пишем на наших кольцах: «Заведомо спокоен перед неведомым«. Человечество столько переживало катастроф и смен курсов. И это переживем».

Все вышло из библиотеки
На кольцах, сделанных в мастерской Анны, написаны крылатые фразы, стихи на латыни, какие-то особенные слова. Она призналась, что с самого начала хотелось, чтобы эти слова помогли кому-то донести свои чувства, порадовали, поддержали.
«Основная наша коллекция — вербная. С надписями на латинском. Verba – на латыни это «слова».. Но в какой-то момент мне стало тесно в этих рамках, как археологу. Я стала копать глубже. И открыла греческую тему. В 2016 году родилась греческая коллекция, к которой я очень долго шла, 7 лет, набираясь опыта в археологических экспедициях.
У нас уже целые словари с надписями хранятся в компьютерах. А бренду «Verba» в этом году исполняется 15 лет. И зародился он как раз в нашей Национальной библиотеке, куда я в свое время стала ходить и читать латинский словарь. В декабре планирую представить капсульную коллекцию, которая так и будет называться — «Библиотека».
Счастливый волонтер
Есть у Анны Фаныгиной необычная награда – от национального музея Адрии в регионе Венето — за вклад в продолжение античных традиций.
«Это одна из самых дорогих моему сердцу наград. Наверное, потому, что в моей жизни были две дороги, которые существовали независимо друг от друга. Это моя страсть к дизайну и украшениям. И страсть к археологии. Вот в этой точке они сошлись. И это большое счастье для меня. Я участвовала неоднократно в выставках этого музея в Адрии, подружилась с директором. Этот приз тогда давали впервые, и мне даже казалось, что он придуман будто специально для меня.
Археология — это где-то очень глубоко внутри. Мне казалось, что это что-то недостижимое. Но пути неисповедимы. Любовь к древним культурам меня не отпускала. И в какой-то момент, когда я в очередной раз проходила мимо археологических раскопок, я решилась заговорить с археологами. Это было на побережье Азовского моря. Так завязались первые контакты, через которые ниточки протянулись к следующим. И вот сейчас я счастливый волонтер двух археологических экспедиций – греческой и римской.
Первая моя экспедиция была греческая. Древний город Нимфей. Дать ощущение причастности к этой культуре может только непосредственный контакт. В экспедиции это получилось. Ни с чем не сравнить это счастье сопричастности. Я как счастливый волонтер зарисовываю фрагменты найденной керамики. Там все такое тонкое и изящное. Когда держишь это в руках, понимаешь, что ты прикасаешься к чему-то сокровенному. Наверное, потому, что все это – античное – уже заложено в наших генотипах и воспринимается как родное. Характер находок меняется в зависимости от веков. Со временем даже начинаешь различать – второй это век до нашей эры или четвертый. Обычно я просто живу там пару недель – в двух тысячелетиях от сегодняшнего времени. И вдохновляюсь.
Меня очень манят и другие древние цивилизации. Думаю, следующей темой будет Египет. Помню, еще когда я училась в Школе дизайна и искусства, наша замечательная преподаватель Байба Эглите начала рассказывать о египетской цивилизации, и у меня мгновенно затрепетали все внутренние струны».
На кольцах Анны есть и надпись на древнегреческом – «Все движется любовью». «На самом деле это обратный перевод, с русского, — объяснила она. — Потому что я поняла, что мне эта надпись очень нужна. И, конечно название греческой коллекции – «Список кораблей» я тоже не столько из «Илиады» взяла, сколько из Мандельштама. «И море, и Гомер – все движется любовью». Любовь и доброта лежат в основе всего. Это бесспорно. Чем дальше живешь, тем больше в этом убеждаешься».
Послушать программу с участием Анны Фаныгиной можно здесь
Беседовали Рита Трошкина и Ольга Авдевич