За последние дни появились сообщения, которые потрясли международное сообщество: по словам двух высокопоставленных представителей Министерства здравоохранения Ирана, число погибших в ходе протестов в стране могло превысить 30 000 человек только за два дня - 8 и 9 января 2026 года, рассказал журнал Time.
Эти оценки серьезно расходятся как с официальной статистикой Тегерана, так и с данными правозащитных организаций - и ставят события в Иране в один ряд по масштабу с самыми кровавыми подавлениями протестов в современной истории.
Читайте нас также
Что именно сообщили чиновники
Согласно внутренним данным, переданным Time:
только за 8-9 января 2026 года иранские силы безопасности могли убить до 30 000 человек в уличных столкновениях;
масштабы этих убийств настолько перегрузили инфраструктуру, что мешки для тел закончились, а тела вывозились 18‑колесными грузовиками вместо машин скорой помощи;
цифра основывается на отчетах из больниц, собранных различными медицинскими источниками, включая данные, представленные доктором Амиром Парастой - немецко‑иранским офтальмохирургом, занимавшимся обработкой этих данных;
официальные иранские власти ранее сообщали только о 3 117 погибших, намного меньшей оценке.
Читайте
Журнал Time уточняет, что он сам не смог независимо подтвердить точность этих внутренних данных, однако они совпадают с подсчетами, поступившими от медицинских работников и сотрудников экстренных служб.
Противоречивость цифр связана с несколькими факторами. Иран раньше публиковал данные, значительно ниже - около 3 117 погибших, включая как демонстрантов, так и силовиков. Некоторые международные организации, например U.S.‑based Human Rights Activists News Agency, подтвердили около 5 000 смертей, а также продолжают проверять другие случаи.
Другие оценочные подсчеты, основанные на анализе событий за несколько недель протестов, указывают на разные диапазоны: от десятков тысяч до десятков тысяч в общей сумме с разными критериями включения.
В Иране действует широкий интернет‑блэкаут, значительно ограничивающий поток информации из страны. Это затрудняет проверку данных, несмотря на свидетельства очевидцев, документы и отчеты правозащитников.
Протесты в Иране начались в конце декабря 2025 года сначала в ответ на экономический кризис, инфляцию и падение курса риала, но быстро переросли в более широкий антиправительственный бунт, охватив десятки городов и провинций. Еще в начале января правозащитные группы фиксировали десятки погибших, а затем несколько сотен - но данные были очень ограничены из‑за блокировки связи.
Новость о возможных десятках тысяч погибших уже привлекла внимание СМИ, правозащитников и политических аналитиков по всему миру. СМИ сравнивают возможный масштаб жертв с крупнейшими репрессивными событиями XX века. Правозащитные организации настаивают на необходимости прозрачного расследования и внимания к документированным случаям. Международные группы обеспокоены блокадой информации и препятствиями для верификации данных.
Если оценка в около 30 000 погибших за два дня подтвердится, речь может идти о масштабном применении насилия против протестующих, сопоставимом с крупнейшими массовыми расстрелами в истории столкновений между режимом и населением. Однако из‑за отсутствия независимых источников и ограниченного доступа к данным точная цифра остается предметом споров и дальнейших исследований.








































































