Прокуратура Южной Кореи потребовала приговорить бывшего президента Юн Сук Ёля к смертной казни в случае признания его виновным по делу о попытке введения военного положения в стране в декабре 2024 года, сообщает ВВС.
Во вторник суд в Сеуле заслушал заключительные аргументы сторон по делу Юна, в рамках которого он обвиняется в руководстве мятежом - одном из самых тяжёлых преступлений по южнокорейскому законодательству.
Читайте нас также
Политический кризис в Южной Корее в начале декабря 2024 года развивался стремительно. Президент объявил о введении военного положения, однако парламент оперативно заблокировал это решение. После этого оппозиция, имевшая большинство в Национальном собрании, инициировала процедуру импичмента. В дальнейшем Юн был арестован и предстал перед судом.
Обвинение в руководстве мятежом предусматривает либо смертную казнь, либо пожизненное лишение свободы. Согласно южнокорейским законам, в делах о мятеже прокуроры обязаны ходатайствовать именно об одном из этих наказаний.
Юн Сук Ёль отвергает все обвинения. Он утверждает, что введение военного положения носило символический характер и было направлено на привлечение внимания к злоупотреблениям со стороны оппозиции.
Южная Корея фактически не применяет смертную казнь почти 30 лет. Последний подобный приговор был вынесен в 1996 году бывшему военному диктатору Чон Ду Хвану за захват власти в результате переворота 1979 года, однако впоследствии смертная казнь была заменена пожизненным заключением.
Специальные прокуроры по делу Юна подчёркивают, что, хотя в результате попытки введения военного положения никто не погиб, намерения экс-президента носили насильственный характер. В суде один из высокопоставленных военных заявил, что Юн отдавал приказы об аресте законодателей.
В качестве доказательства был также представлен меморандум одного из участников разработки плана военного положения - бывшего офицера, - в котором содержалось предложение «устранить» сотни человек, включая журналистов, профсоюзных активистов и парламентариев.

Ранее, в прошлом месяце, прокуроры потребовали для Юна десять лет лишения свободы по отдельным обвинениям - в воспрепятствовании правосудию и других преступлениях, связанных с попыткой введения военного положения.
Процесс по делу о мятеже был объединён с делами двух бывших высокопоставленных чиновников администрации Юна - экс-министра обороны Ким Ён Хёна и бывшего начальника полиции Чо Джи Хо. Ожидается, что приговоры по этим делам, в случае признания вины, будут вынесены в феврале.
Поздно вечером 3 декабря 2024 года Юн Сук Ёль выступил с экстренным обращением к нации, объявив о введении военного положения - впервые с 1979 года. Он заявил, что мера необходима для защиты конституционного порядка от «коммунистических сил» и угроз, якобы исходящих от КНДР, а также упомянул необходимость «искоренения антигосударственных элементов».
Военное положение действовало лишь несколько часов. Депутаты, несмотря на ограничения, собрались в здании Национального собрания и проголосовали за отмену президентского указа. В результате Юн стал первым действующим президентом Южной Кореи, арестованным и привлечённым к уголовной ответственности.
После импичмента Юна на внеочередных выборах в июне 2025 года президентом страны был избран Ли Чжэ Мён.
Несмотря на крах президентства Юна, у него остаётся значительное число сторонников в правых политических кругах. Они рассматривают его как фигуру, открыто противостоявшую либеральной Демократической партии.
Юн Сук Ёль был избран президентом в 2022 году с минимальным перевесом, представляя консервативную партию «Сила народа» и выступая с антикоррупционной повесткой. Ранее он получил известность как прокурор, участвовавший в расследовании дел против высокопоставленных чиновников. В то же время его политическая карьера сопровождалась рядом скандалов. В ходе избирательной кампании он делал резонансные заявления о феминизме и рождаемости, подвергался критике за предполагаемое политическое преследование оппонентов и обвинения в использовании шаманских практик. Кроме того, он положительно высказывался о периоде правления ультраправого президента Чон Ду Хвана, за что позднее принёс публичные извинения.











































































