В четверг, 10 июля, в Литве произошел инцидент, вызвавший тревогу на самом высоком уровне — на фоне зафиксированного нарушения воздушного пространства страны со стороны Беларуси премьер-министр страны и спикер парламента были эвакуированы в укрытие. Об этом сообщают литовские СМИ и международные агентства с ссылкой на официальные структуры.
«Литовские лидеры укрылись в бункере из-за прилетевшего со стороны Беларуси «неопознанного объекта», — под таким заголовком была опубликована сегодня новость Euronews.
Что произошло?
Около 11:30 утра по местному времени литовские военные зафиксировали неопознанный летательный аппарат, залетевший на территорию страны с территории Беларуси. Первоначально его приняли за дрон «Шахед» — тип беспилотника, который используется Россией.
Истребители НАТО, выполнявшие патрулирование в рамках миссии Baltic Air Policing, были приведены в боевую готовность.
В этот момент премьер-министр Литвы Гинтаутас Палуцкас находился на встрече с журналистами в Доме правительства, а спикер Сейма Саулюс Сквернялис — в парламенте. Служба безопасности сочла угрозу потенциально серьезной и сопроводила обоих лидеров в укрытие до прояснения ситуации.
Президент Литвы Гитанас Науседа в момент инцидента находился в Ирландии с официальным визитом.
«Служба безопасности указала, что мы должны направиться в укрытие — мы это и сделали», — прокомментировал позже Сквернялис, добавив: «Важно, что этот объект больше не летает».
Что это был за объект?
Как позднее выяснилось, на территорию Литвы залетел самодельный беспилотный самолет, сделанный из фанеры и пенопласта. Он упал в районе закрытого пограничного пункта «Шумск», примерно в километре от границы с Беларусью. По предварительным данным, опасности он не представлял, и, скорее всего, не перевозил груз.
Служба охраны государственной границы Литвы (VSAT) отмечает, что это не первый случай использования воздушных объектов для перемещения контрабанды — особенно сигарет — через белорусско-литовскую границу. Обычно для этого используются воздушные шары или примитивные дроны.
Тем не менее, повышенная напряженность в регионе и аналогия с военными дронами создают риски, на которые власти вынуждены реагировать быстро и решительно.