Министр обороны Израиля назвал аятоллу Хаменеи «современным Гитлером». Что нужно знать о верховном лидере Ирана

Елена Борисова
Министр обороны Израиля назвал аятоллу Хаменеи «современным Гитлером». Что нужно знать о верховном лидере Ирана

Спустя неделю после того, как Израиль совершил внезапное нападение на Иран с целью уничтожить его ядерную программу, все взоры теперь прикованы к замкнутому верховному лидеру страны аятолле Али Хаменеи.

В четверг, после иранского ракетного удара, поразившего израильскую больницу, министр обороны Израиля Исраэль Кац заявил в своем заявлении, что «Хаменеи будет привлечен к ответственности за свои преступления», добавив во время посещения одного из мест падения ракет, что «такой человек не должен существовать», а позже назвав его «современным Гитлером», как сообщает Times of Israel.

Верховный лидер Ирана Али Хаменеи сталкивается с самым серьезным вызовом за десятилетия на фоне ударов Израиля.

Аятолла Али Хаменеи, верховный лидер Ирана, в течение более тридцати лет укреплял свою власть, подавляя внутренние угрозы. Теперь он сталкивается с самым серьезным вызовом за всё время своего правления — эскалацией ударов Израиля по Исламской Республике.

Independent отмечает, что, согласно сообщениям, Израиль получил фактическую свободу действий в иранском воздушном пространстве и активно наносит удары по ключевым объектам — от руководства вооружённых сил до ядерной программы страны.

О серьёзности угрозы свидетельствует заявление министра обороны Израиля Исраэля Каца, который сказал, что «Хаменеи не может продолжать существовать».

На кону — выбор стратегического курса

86-летний Хаменеи теперь стоит перед жёстким выбором: продолжить эскалацию в ответ на действия Израиля, рискуя понести ещё большие потери, либо попытаться добиться дипломатического урегулирования конфликта — что может отстранить США от участия, но потребует уступок по ключевому для Ирана ядерному курсу.

Несмотря на беспрецедентное давление, Хаменеи занял жёсткую позицию. В видеообращении в среду он заявил, что «иранская нация не из тех, кто сдаётся», и предупредил, что любая интервенция США «обернётся для них непоправимыми последствиями».

Кто такой Али Хаменеи

Хаменеи стал верховным лидером в 1989 году, после смерти основателя Исламской Республики аятоллы Рухоллы Хомейни. В то время он был религиозным деятелем сравнительно невысокого ранга, не обладая ни харизмой, ни авторитетом своего предшественника.

Однако Хаменеи сумел не только удержаться у власти, но и правит страной более трёх десятилетий — дольше, чем Хомейни. Он упрочил систему правления шиитских духовных лиц и стал символом власти для политических и религиозных консерваторов.

Укрепление гвардии и «оси сопротивления»

Под его руководством Корпус стражей исламской революции (КСИР) превратился в ключевую военную и политическую силу страны. Именно КСИР контролирует иранскую ракетную программу, а его спецподразделение «Аль-Кудс» создало так называемую «ось сопротивления» — сеть проиранских союзников от Йемена до Ливана.

Кроме военной сферы, КСИР получил широкие экономические привилегии, контролируя крупные бизнес-структуры внутри страны. Взамен гвардия стала главной опорой власти Хаменеи.

Подавление протестов и вызовов изнутри

Первым серьёзным внутренним вызовом стало движение реформ 1990-х годов, стремившееся усилить полномочия выборных органов. Хаменеи при поддержке духовенства заблокировал ключевые изменения и ограничил участие реформаторов в политике.

Силовики, включая КСИР, жестко подавляли массовые протесты — от волнений в 2009 году после спорных выборов до более поздних выступлений на фоне экономического кризиса в 2017 и 2019 годах.

Новая волна протестов охватила страну в 2022 году после смерти Махсы Амини. Сотни людей были убиты, тысячи арестованы, поступали сообщения о пытках и сексуальном насилии в тюрьмах.

В ответ власти частично ослабляли социальные ограничения, но системных реформ не последовало.

Региональные амбиции и резкое ослабление позиций

После войны с Ираком Иран находился в изоляции. При Хаменеи страна постепенно стала влиятельной силой в регионе.

Свержение Саддама Хусейна в 2003 году открыло путь проиранским силам в Ираке, а затем — к созданию устойчивой региональной коалиции: Сирия, Хезболла, ХАМАС и йеменские хуситы стали ключевыми звеньями «оси сопротивления».

Однако последние два года ознаменовались резким ухудшением позиций Ирана. С начала войны между Израилем и ХАМАС в октябре 2023 года Израиль изменил стратегию — от сдерживания к открытому уничтожению союзников Ирана.

ХАМАС понёс тяжёлые потери в Газе. Хезболла подверглась массированным ударам в Ливане, а в декабре 2024 года сирийский президент Башар Асад был свергнут суннитскими силами. Новый режим в Дамаске занимает враждебную позицию по отношению к Ирану.

Историческая развилка

К настоящему моменту «ось сопротивления» находится в глубоком кризисе, а внешнее давление сочетается с внутренней нестабильностью. Перед Али Хаменеи — исторический выбор: идти на конфронтацию или уступить часть стратегических позиций ради сохранения режима.

 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •