Под таким заголовком информацию о прошедших выборах в Европарламент со ссылкой на мнения экспертов публикует Euronews.
Победа ультраправых на выборах в Европарламент означает ошеломляющее поражение Макрона во Франции и Шольца в Германии, отмечают эксперты. На протяжении десятилетий Евросоюз, корни которого уходят в разгром нацистской Германии и фашистской Италии, удерживал крайне правых на политической периферии.
Ультраправые партии добились значительных успехов на воскресных выборах в Европарламент, поколебав традиционную расстановку политических сил в Евросоюзе, отмечают эксперты. Особенно унизительным поражение стало для президента Франции и его партии «Возрождение».
Накануне вечером блок из 27 европейских государств заметно сдвинулся вправо: так, премьер-министр Джорджа Мелони удвоила число мест «Братьев Италии» в Европарламенте.
Несмотря на то, что крайне правая «Альтернатива для Германии» подверглась критике из-за серии скандалов с участием её кандидатов, она все равно получила достаточно мест, чтобы обойти социал-демократов канцлера Олафа Шольца.
Почувствовав угрозу со стороны крайне правых, христианские демократы во главе с президентом Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен в ходе кампании ещё больше сместились вправо в вопросах миграции и климата, подчеркивают политологи. Они были вознаграждены тем, что на сегодняшний день остаются самой многочисленной группой в Европарламенте, насчитывающем 720 мест, и продолжают держать руку на пульсе процесса расширения полномочий законодательной власти в ЕС.
Марин Ле Пен: «Мы готовы защищать интересы французов»
При этом главным ньюсмейкером в воскресный вечер стала партия Марин Ле Пен «Национальное объединение», что предсказывали все без исключения прогнозы. Список, возглавляемый Жорданом Барделлой, набрал до 31,5% голосов, согласно данным Ipsos на 6 утра понедельника. В ответ президент Эммануэль Макрон распустил парламент и назначил новые выборы на 30 июня и 7 июля. Это серьёзный политический риск, отмечают наблюдатели, поскольку правящая партия «Возрождение» может понести ещё большие потери, что помешает Макрону благополучно завершить его президентский срок в 2027 году.
Ле Пен с радостью приняла вызов. Её «Национальное объединение» набрало вдвое больше голосов, чем проевропейская центристская партия Макрона «Возрождение». Последняя, по данным Ipsos, получает 14,7 % голосов. Президент Франции признал поражение: “Я услышал ваше послание, ваши опасения, и я не оставлю их без ответа”, — заявил Эммануэль Макрон в телеобращении, объявляя о назначении досрочных выборов.
«Альтернатива для Германии» — вторая политическая сила
В Германии, самой населённой стране Евросоюза, крайне правая «Альтернатива для Германии» набрала 16,5% голосов, прорвавшись через череду связанных с её главным кандидатом скандалов. В 2019 году эта партия набрала 11%. Для сравнения: общий результат трёх входящих в правящую коалицию Германии партий едва превысил 30%. Олафу Шольцу придётся нелегко в новом контексте, когда созданная им социал-демократическая партия отстала от крайне правой «Альтернативы для Германии», поднявшейся на второе место, отмечают обозреватели. “После всех пророчеств о гибели, после шквала за последние несколько недель мы являемся второй по силе силой”, — заявила, ликуя, лидер АДГ Элис Вайдел.
По итогам четырёхдневных выборов в Европарламент, доминирующими силами остаются две основные проевропейские силы: христианские демократы и социалисты. Политологи отмечают, что победа ультраправых стала возможной за счет «зелёных», которые, по прогнозам, теряют до 20 мест и откатываются на шестое место. Центристы также понесли серьёзные потери. На протяжении десятилетий Евросоюз, корни которого уходят в разгром нацистской Германии и фашистской Италии, удерживал крайне правых на политической периферии, считают эксперты.
Мы, безусловно, самая сильная партия, мы — оплот стабильности
Урсула фон дер Ляйен
глава Еврокомиссии
Теперь, после демонстрации хороших результаты на этих выборах, ультраправые могут стать важным игроком в различных сферах политики — от миграции до безопасности и климата. Чтобы предотвратить это, действующая глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предложила создать коалицию с социал-демократами и либералами, поскольку христианские демократы получили места в Европарламенте нового созыва в то время, как две другие силы проиграли. Размышляя о росте ультраправых и неплохом выступлении крайне левых, фон дер Ляйен добавила, что “результат — большая стабильность для правоцентристских партий. Мы все заинтересованы в стабильности, и мы все хотим сильной и эффективной Европы”.
По предварительным результатам, в новом законодательном органе Евросоюза у христианских демократов будет 189 мест (что на 13 больше), у социал-демократов — 135 (что на 4 меньше), а у группы «Обновление бизнеса» — 83 (что на 19 меньше). «Зеленые» получили 53 места, это на 18 меньше, чем в 2019 году. В Германии, традиционно считавшейся оплотом защитников окружающей среды, зелёные отступили: по прогнозам, их результат составит 12%, а не 20% как в 2019-м.
Поражение «зелёных» может оказать влияние на общую политику ЕС в области изменения климата, не исключают обозреватели. До сих пор европейская политика в этой области считалась самой прогрессивной в мире. Избирательный сдвиг вправо может в целом затруднить принятие решений в Евросоюзе, поскольку законодатели, которые избираются на пятилетний срок, утверждают бюджет ЕС. В нём фиксируются приоритетные проекты, включая инфраструктуру, субсидии для фермерских хозяйств и помощь, предоставляемая Украине. Евродепутаты также обладают правом вето на назначения в Еврокомиссию. ЕС, насчитывающий до 450 миллионов человек, вступил в период испытания доверия, отмечают эксперты.