В Великобритании начались испытания первой в мире «индивидуальной» (то есть адаптированной под конкретного пациента) вакцины от меланомы — самой смертоносной формы рака кожи, сообщает BBC.com.
Одним из первых дозу экспериментального препарата получил 52-летний Стив Янг, которому в августе прошлого года провели операцию. Вакцина должна помочь иммунной системе Стива распознать и уничтожить все оставшиеся в его организме раковые клетки.
Врачи очень надеются, что это позволит избежать возвращения болезни, поскольку в вакцинированном организме новая опухоль сформироваться уже не сможет.
У препарата пока еще нет названия, только кодировка — мРНК-4157 (V940). В Британии вакцина проходит последнюю, III фазу клинических испытаний.
Врачи клиники Университетского колледжа Лондона (UCLH) решили подстраховаться дополнительно, поэтому вместе с вакциной волонтеры заодно получают и дозу другого препарата, пембролизумаб (он же Keytruda), который также помогает иммунной системе уничтожать раковые клетки.
Комбинированное лечение разработано совместно двумя американсими компаниями, Moderna и Merck Sharp and Dohme (MSD), и пока что доступно пациентам только в рамках клинических испытаний.
Помимо Британии, эксперимент будет параллельно идти еще в нескольких странах, чтобы собрать больше данных и понять, имеет ли смысл расширять испытания и дальше.
Вакцина сугубо индивидуальна, то есть окончательный состав вводимого препарата подбирается уже в соответствии с особенностями того или иного конкретного пациента. А еще точнее — в соответствии с уникальным генетическим кодом конкретной опухоли.
В таком случае препарат должен спровоцировать в организме пациента производство антител, прицельно заточенных на уничтожение именно раковых клеток — и только их.
Доктор Хизер Шоу из Университета Калифорнии говорит, что «настолько захватывающих клинических испытаний» она не припомнит давно. «Вакцина подбирается абсолютно индивидуально для каждого конкретного пациента. Давать ее кому-то еще бессмысленно — больше она просто никому не подойдет».
«Это максимально персонализированный подход, — поясняет она. — Невероятно сложный технически, поскольку под конкретного пациента фактически подбирается химический состав препарата».