В прошлом году 49 человек стали жертвами войны, которую ведут местные наркоторговцы за контроль над новыми территориями, сообщает Euronews.
Картинка, которую описали журналисты Euronews в своем репортаже из трущоб Марселя, просто ужасает.
14-летний Райан — жертва наркокартелей. В него стреляли из автомата Калашникова, он получил 5 пуль в грудь. Подростка в спортивном костюме перепутали с кем-то из юных дельцов, когда он шел купить бутылку сока.
«Сегодня марсельский мальчишка может погибнуть под градом пуль, как будто мы в Мексике, стране картелей. Хотя это Франция», – говорят местные жители.
Наркотики стали частью повседневного пейзажа в северных районах Марселя. «Во дворе дома, возле школы первое, что вы видите, – это точки сбыта», — рассказывает студент юрфака Амин Кессаси. Обгоревшее тело его брата нашли в багажнике машины несколько лет назад. С тех пор число смертей, связанных с наркоторговлей, резко возросло.
По словам Амина, необходимо бороться с геттоизацией в школах и вернуть участковых полицейских, «чтобы государство могло вновь закрепиться в наших кварталах». «Мы уже проиграли войну с наркотиками», — считает он.
Только за последний год в Марселе в перестрелках погибли 49 человек, более сотни получили ранения. Причина нынешней эскалации — война между двумя конкурирующими картелями (DZ Mafia и Yoda), которые борются за контроль над точками сбыта. Всплеску насилия способствуют и «скидки» на огнестрельное оружие в даркнете.
Во Франции оборот наркотиков составляет 3 миллиарда евро в год. Одна точка может приносить от 25 до 90 000 евро в день.
«Деньги текут рекой. Они подстёгивают коррупцию. Они убивают», — говорит прокурор Николя Бессон.
Выручка французских наркоторговцев утекает в Дубай, Гонконг, Венгрию, Испанию, Алжир, Марокко и Турию. Деньги отмывают и во французских кебабных, маникюрных салонах, охранных фирмах и строительном бизнесе.
Члены банд следят за всеми подступами к кварталам социального жилья, к конкретным многоэтажкам, где идет торговля. У посетителей даже иногда проверяют документы.
Торговцев, закладчиков и стоящих «на шухере» вербуют в соцсетях. В своих Telegram-каналах наркомафия использует профессиональные клипы и рекламные ролики для поиска «кадров».
В неблагополучных районах прямо на стенах зданий вывешены цены на наркотики, «Прямо как меню в ресторане», – говорят местные жители.
По словам прокурора Бессона, чтобы побороть это зло, государство пытается добраться до главарей наркогруппировок, в том числе за рубежом, и раскрыть схемы отмывания денег.
С этой целью министр юстиции создал должности магистратов по связям в Дубае, где укрываются наркобароны.
Эти усилия начинают приносить плоды. В 2023 году французские власти конфисковали в районе Марселя 7 тонн каннабиса, 107 автоматов и преступные активы на сумму 21 миллион евро.
Каждый день во втором по величине городе Франции ликвидируется от 5 до 10 точек сбыта наркотиков. Сотрудники органов полиции считают, что против картелей работает только стратегия постоянного преследования.
Полиция пытается вернуть доверие населения в этих заброшенных районах, рассказывают журналисты Euronews. С этой целью даже устраивают совместные футбольные матчи и боксерские поединки.
Однако раны, оставленные нарковойнами, могут никогда не затянуться, считают люди, чьи близкие пострадали.