Президент Беларуси, долгое время критиковавшийся Западом как «последний диктатор Европы», 11-12 ноября посетит Австрию по приглашению федерального президента Александра Ван дер Беллена.
Чуть позже Лукашенко прибудет с визитом в Латвию.
Приглашение прозвучало полтора года назад. Почему Лукашенко воспользовался им только сейчас и изменилось ли отношение к нему в Европе?
«Австрия, Латвия и другие страны — это окно после всего того забора, который был вокруг нас выстроен. И более того: кое-кто санкции вводил. Поэтому нам приходится не то что заново, а уже на новом уровне, в новые времена прорубать эти окна и выстраивать дороги», — заявил Лукашенко, общаясь с журналистами в конце октября.
Упомянутые белорусским президентом европейские санкции за попрание прав человека и принципов демократии были сняты с Лукашенко и ряда его чиновников в 2016 году. После этого белорусский президент совершил визит в Италию и Ватикан и не раз отказывался от приглашений на мероприятия, организованные структурами ЕС. Белорусская сторона при этом заявляла, что не видит необходимости в визитах ради визита.
Почему Лукашенко сейчас понадобилась Европа?
Активизировать поиски экономических и политических партнеров Минск вынуждает напряженная ситуация в отношениях с традиционным союзником -Россией.
При обсуждении проекта бюджета в белорусском парламенте на минувшей неделе выяснилось, что 423,6 млн долларов Минск в наступающем году не получит из-за непродления Москвой договора о перетаможке российской нефти. Непродленное «Соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой сфере» действовало с 2017 года, в соответствии с ним Россия компенсировала союзнику высокие (по мнению белорусской стороны) цены на газ возможностью зачислять в белорусский бюджет таможенную пошлину от 6 млн тонн российской нефти.
Еще около 240 млн долларов Минск потеряет в 2020-м из-за российского налогового маневра в нефтяной сфере, и эти потери также зафиксированы в проекте бюджета.
С ценами на газ пока не договорились, но, как отмечают эксперты в Минске, белорусам вряд ли стоит надеяться на благосклонность союзника, требующего углубления интеграции.
«Москва взяла за горло с этой так называемой продвинутой интеграцией. Белорусское руководство примерило на себя крымский сценарий, ощутило с холодком между лопаток, что в какой-то момент Кремль может абсолютно нецивилизованными методами действовать и на белорусском направлении. Поэтому усилия для того, чтобы разблокировать и нормализовать отношения с Европой и Западом, в последнее время белорусской дипломатией предпринимаются очень активно и последовательно», — отмечает минский аналитик Александр Класковский.
Визит в Австрию, по мнению Класковского, адресован в том числе и Кремлю.
«Были разговоры, что Лукашенко боится ехать в Европу, чтобы не раздразнить Путина. В Минске решили, что надо выехать — чтобы не злословили по поводу зависимости от Кремля», — говорит эксперт. «Визит выглядит именно «чтобы отметиться» — короткий, протокольные встречи, и прорывов, видимо, не будет», — отмечает он.
Нужен ли Лукашенко Европе?
«Формула отношений (со стороны Запада — ред.) сейчас такова: пусть лучше будет независимая Беларусь с Лукашенко при всей недемократичности этого режима, чем танки Путина на Буге у самых границ НАТО», — уверен минский аналитик Александр Класковский.
Конфликт Кремля с Киевом и публичная поддержка Минском целостности Украины определили нынешние действия Европы, говорят наблюдатели.
«Была поставлена задача перезагрузить отношения Запада с Беларусью, попытаться предотвратить солидаризацию Минска с Москвой по украинскому вопросу, — рассказывает Аркадий Мошес, политолог из Финского института международных отношений. — Поэтому (Западом — ред.) были в значительной степени приостановлены или сняты санкции в отношении белорусских госдеятелей, поэтому была фактически свернута поддержка белорусской оппозиции, и постепенно разговоры о последнем диктаторе Европы в отношении белорусского лидера прекратились».
«Запад не пытается его (Лукашенко) перевоспитывать, — замечает Мошес. — Запад ставит перед собой четкие прагматические цели: что в Беларуси не будет новых российских военных баз, что с территории Беларуси не будет очевидной военно-политической угрозы в адрес Украины».
«Все остальное, по большому счету, принципиального значения сегодня для Запада не имеет», — говорит финский политолог.
По его словам, процесс сближения Минска с Западом в настоящее время стагнирует — из-за нечеткой позиции белорусской стороны, которая пытается балансировать между Западом и реверансами Кремлю.
В Австрии ждут с распростертыми объятиями
В Австрии Президента Беларуси ждут с открытым сердцем, заявил накануне в эфире телеканала ОНТ вице-председатель белорусско-австрийского общества Давид Штокингер. «Мы уверены, что это шаг вперед, возможность заложить более серьезную базу для экономических и гуманитарных отношений, — отметил он. — Австрия всегда выступала за нейтралитет, мы не являемся членами НАТО, а Беларусь — страна, которая несет мир. Это еще больше нас сближает. Мы всегда выступали за диалог и торговлю».
По итогам 2018 года товарооборот между Беларусью и Австрией составил $171,4 млн, экспорт — $28,4 млн, импорт — $143 млн. В январе-сентябре 2019 товарооборот достиг $131,5 млн (109,2% к аналогичному уровню прошлого года).
Основные статьи белорусского экспорта — металлопродукция, провода изолированные и кабели, мебель, специфические товары, нефтепродукты. В структуре поставок в Беларусь преобладают фармацевтическая продукция, машины и оборудование, арматура и крепления для мебели и дверей, пищевые продукты.
Экспорт услуг в Австрию (78% пришлось на транспортную сферу) в 2018 году составил $116,1 млн. По итогам января-августа 2019 года он увеличился более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Австрия стабильно входит в число крупнейших инвесторов в экономику Беларуси. В 2018 году привлечено инвестиций на сумму $296,7 млн, рост в этом сегменте отмечается и в текущем году.
Нерешенные проблемы
Европа, судя по новостям, не намерена делать крупных поблажек официальному Минску на пути сближения.
Из-за строительства белорусской АЭС в 50 километрах от литовской столицы Вильнюса отложено подписание ожидаемых Минском «Приоритетов партнерства» с ЕС.
Документ должен обозначить пути экономического и политического взаимодействия Беларуси с Европой. Но уходящий с поста еврокомиссара Йоханнес Хан (к слову, представитель Австрии в структурах ЕС, член Австрийской народной партии, с руководителем которой Себастьяном Курцем у Лукашенко запланирована рабочая встреча в Вене) на днях заявил от имени ЕС, что «результат зависит от того, найдем ли мы решение по АЭС в Островце».
Об опасности белорусской АЭС заявляет Литва. Станция с помощью России уже построена, первый энергоблок БелАЭС планируют запустить в 2020 году, но разрешение литовско-белорусских претензий откладывает «запуск» расширенного партнерства Беларусь-ЕС на неопределенный срок.
Незавидную оценку политике белорусских властей в эти дни дали в промежуточном отчете наблюдатели Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), уже работающие в стране в преддверии белорусских парламентских выборов, назначенных на 17 ноября.
Избирательный кодекс не демократизирован, несмотря на предыдущие рекомендации из Европы. «Предыдущие рекомендации БДИПЧ, в том числе относящиеся к несбалансированному составу избирательных комиссий, ограничениям в отношении прав кандидатов и недостаточным гарантиям прозрачности процессов голосования и подсчета голосов, остаются без внимания», отмечают европейские наблюдатели.
Пресс-служба канцелярии Федерального президента Австрии, анонсируя программу визита в Вену белорусского лидера Александра Лукашенко, сообщила, что «будет иметь место критический диалог по проблемному вопросу прав человека» и отмены смертной казни, которая, как мера высшего наказания, применяется в Европе лишь в Беларуси.
В пресс-релизе отмечается, что в программе «Восточное партнерство», инициированной ЕС, евроструктуры с Минском «проводят политику осторожного сближения».
Минск тоже действует осторожно — часто не по своей воле, по инерции. Чисто ментально белорусскому руководителю Европа с ее ценностями чужда — что не однажды прорывалось в минуты откровенности в публичных речах Лукашенко, отмечают эксперты.
«Минск старается улучшить отношения с Европой, но по объективным причинам, в первую очередь в силу специфики белорусского режима и большой зависимости от Москвы, достаточно ограничены рамки для развития отношений на этом направлении», — отмечает минский аналитик Александр Класковский.
«Нужно диверсифицировать торговлю, чтобы не так зависеть от России. Но для этого надо повышать конкурентоспособность белорусского товара, а это невозможно без рыночных реформ, которых Лукашенко откровенно побаивается. Европа ждет хотя бы символических уступок — моратория на применение смертной казни, демократизации внутриполитической жизни. Лукашенко боится таких либерализаций. Получается пока вот такой заколдованный круг», -отмечает эксперт.
Фото: Scanpix/Reuters, Belta.By