Очередной митинг «За честные выборы», состоявшийся в минувшую субботу в Москве, не остался незамеченным не только на российских федеральных каналах, но и в соседней Белоруссии, легитимность чьей власти регулярно ставят под сомнение как на Западе, так и внутри страны.
Однако в братском государстве, возможно, вспомнили народную мудрость о том, что дурной пример заразителен, и предложили телезрителям взглянуть на московский митинг под особым углом.
Белорусское «Общенациональное телевидение», созданное по указу президента Александра Лукашенко в 2002 году, в новостном выпуске показало сюжет о митинге на проспекте Сахарова.
Правда, там, где российская полиция насчитала 29 тысяч человек, журналисты — от 70 до 100 тысяч, а Алексей Навальный — аж 200 тысяч, белорусы разглядели лишь несколько сотен маргиналов.
«Этому предшествовали обвинения и оскорбления, которые лидеры не прошедших в Думу партий предъявляли друг другу.
В частности — в «отмывании» и разделе денег, которые предназначались для проведения акций протеста», — рассказывает диктор.
Некоторый разлад в рядах оппозиции действительно имел место. Так, сторонники Эдуарда Лимонова еще накануне Болотной отмежевались от тех, кто согласился на перенос митинга с площади Революции.
Не способствовала налаживанию взаимопонимания и публикация телефонных разговоров Бориса Немцова, нелестно отзывавшегося о своих соратниках.
Хорошая работа монтажера, выхватившего из многочасовой съемки особо скучающие и немолодые лица и пустующие металлоискатели — видимо, заснятые задолго до начала митинга, заставляет поверить диктору.
А добавленное под конец высказывание бывшего председателя Верховного Совета России Руслана Хасбулатова ненавязчиво отсылает к ситуации Белоруссии: «С государством не шутят».
Интересен выбор эксперта, сделанный телеканалом. Хасбулатов и сам в 1993 году призывал выходить на улицы недовольных политикой президента Бориса Ельцина. Акции протеста в итоге переросли в столкновения, захваты государственных учреждений и трагические события октября того года, когда в российскую столицу вошли танки.
После так называемого конституционного кризиса Хасбулатов, напомним, был помещен в СИЗО «Матросская тишина», вышел по амнистии спустя несколько месяцев.