После терактов 11 сентября 2001 года полиция Нью-Йорка стала одной из самых агрессивных внутренних спецслужб Америки, нацеленных на этнические общины. Более того, она нарушает часть гражданских свобод, которые предоставляет федеральное правительство. Об этом говорится в материале, написанном на основании журналистского расследования, проведенного агентством Associated Press.
В ходе своих операций нью-йоркская полиция пользуется беспрецедентной помощью со стороны ЦРУ, их партнерство, по сути, привело к стиранию грани между внешней и внутренней разведкой.
Департамент полиции в рамках специальной программы направил тайных агентов, известных как «грабли», в районы скученного проживания различных меньшинств. Они занимаются мониторингом повседневной жизни в книжных магазинах, барах, кафе и ночных клубах. Полиция также использовала информаторов, на жаргоне именуемых «сканерами мечетей», чтобы контролировать то, как и какие проповеди там читаются, даже когда нет никаких доказательств наличия правонарушений.
Ни городской совет, который финансирует департамент, ни федеральное правительство, которое после терактов 11 сентября передало полиции Нью-Йорка более 1,6 млрд. долларов, не знает точно, что именно и как происходит.
Многие из полицейских операций разрабатывались с помощью экспертов ЦРУ, которым запрещено шпионить за американцами, но которые сыграли важную роль в преобразовании отдела разведки полиции Нью-Йорка.
Ветеран ЦРУ, который в то время находился на зарплате своего управления, был архитектором программы разведки для Департамента полиции Нью-Йорка (ДПНЙ). Одного из полицейских детективов даже обучали на «Ферме», так именуется школа агентурной разведки ЦРУ, расположенная в Вирджинии, а затем вернули в Нью-Йорк, где он поставил работу отдела разведки полиции, используя полученные навыки шпионажа для работы внутри Соединенных Штатов.
А в прошлом месяце ЦРУ направило старшего офицера для работы в качестве подпольного оперативного сотрудника уже внутри штаб-квартиры полиции.
Полиция Нью-Йорка отрицает, что она держит под особым контролем этнические кварталы и утверждает, что действует там только по наводке. Однако по-настоящему скрупулезная работа уже принесла свои результаты: полиции удалось расстроить ряд террористических заговоров и посадить в тюрьму несколько потенциальных убийц.
«Нью-йоркская полиция делает все возможное, чтобы не допустить повторения нападений подобных 11 сентября и гибели от рук террористов невинных жителей Нью-Йорка, — заявил пресс-секретарь полиции Нью-Йорка Пол Браун. — И в этой связи нам не за что извиняться».
Расследование AP основано на документах и интервью с более чем 40 действующими и бывшими сотрудниками нью-йоркской полиции и федеральными чиновниками. Многие принимали непосредственное участие в планировании и проведении тайных операций отдела разведки. Хотя большинство из них говорит, что применяемая тактика является надлежащей, поскольку сделала город безопаснее, многие настаивали на анонимности, потому что они не уполномочены обсуждать с журналистами вопросы безопасности.
В ответ на опубликованную Associated Press информацию, Совет по американо-исламским отношениям, одна из ведущих мусульманских правозащитных организаций, призвала министерство юстиции провести расследование. В среду вечером министерство завило, что рассмотрит данную просьбу.
«То, что они (полицейские) делают — потенциально незаконно», — утверждает Гайдер Аббас, штатный юрист этой организацией.
После терактов 11 сентября Нью-Йорк нанял отставного сотрудника ЦРУ Дэвида Коэна для того, чтобы он преобразовал отдел разведки полиции.
Первое, что сделал Коэн, придя в полицию Нью-Йорка – попросил помощи своих старых коллег по ЦРУ. Ему был нужен человек, имевший доступ к последним данным разведки, чтобы ДПНЙ не нужно было рассчитывать на ФБР для получения оперативной информации.
Директор ЦРУ Джордж Тенет направил в Нью-Йорк Ларри Санчеса, уважаемого ветерана ЦРУ, хотя в то время Санчес все еще был на заработной плате ЦРУ, об этом сообщили трое бывших сотрудников разведки. Санчес руководил и наставлял сотрудников полиции, в также обучал их искусству сбора информации.
Не всем понравилась такое положение дел, и некоторые высокопоставленные чиновники ЦРУ вскоре стали задавать Тенету вопросы по поводу того, позволил ли он Санчесу работать «по обе стороны стены», которая, как предполагается, не позволяет ЦРУ заниматься внутренним шпионажем.
«После 9/11 никого не удивило, что Центральное разведывательное управление активизировало свое сотрудничество с правоохранительными органами в вопросах борьбы с терроризмом или, что это сотрудничество было более масштабным в Нью-Йорке, на месте эпицентра взрывов», — отмечает в этой связи пресс-секретарь службы внешней разведки США Дженнифер Янгблад.
Кстати, Коэну удалось убедить федерального судью ослабить правила и позволить полиции начинать расследование, прежде чем появляются явные указания на совершенное преступление.
Заручившись поддержкой с этой стороны, Коэн создал секретный отряд, который вскоре проник в мусульманские кварталы, об этом говорят нынешние и бывшие сотрудники, непосредственно участвующие в программе.
Полиция Нью-Йорка направила тайных агентов для контроля над ситуацией в поисках возможных неприятностей. Используя данные переписи населения, полиция готовила соответствующих тайных агентов для работы в этнических общинах, велев им раствориться в этой среде, сообщили чиновники. Эти люди проводили время в кальянных, барах и кафе, спокойно наблюдая за происходящим вокруг них.
Отдел, который до сих пор засекречен, именуется Демографическим отделом, рассказал бывший чиновник полиции.
«Это не вопрос профилирования. Это вопрос проникновения туда, где могут возникнуть реальные проблемы», — говорит Мордехай Джикасински, отставной офицер разведки полиции Нью-Йорка, который знал о существовании особого Демографического подразделения. – И, слава Богу, что у нас есть такой потенциал. У нас нет языковых проблем, поскольку есть офицеры практических изо всех этнических сообществ. Это наше тайное оружие».
Коэн хотел, чтобы вновь созданная команда «граблями разгребала угли в поисках очагов возгорания». Именно поэтому тайных агентов внутри департамента вскоре стали называть «граблями».
В течение многих лет детективы также использовали информаторов, известных как «сканеры мечетей» для контроля над еженедельными проповедями. Они должны сообщать, что именно на них говорится. Если бы это делали агенты ФБР, их тут же бы обвинили в нарушении Закона о защите частной жизни (Privacy Act от 1974 года), который запрещает федеральному правительству заниматься сбором подобных разведывательных данных на основании Права на свободу слова, защищаемого Конституцией США.
Браун, пресс-секретарь полиции Нью-Йорка, категорически отрицает, что в структуре его департамента имеются эти самые «грабли» и «сканеры мечетей». По его словам, полиция Нью-Йорка использует тайных агентов и информаторов только при проведении следствия по тому или иному делу, а не в качестве целевых осведомителей о жизни внутри этнических кварталов.
«Мы направляем агентов в различные места, будь то мечеть или книжный магазин, если это оправдано, или, по крайней мере, чтобы установить, существует ли нечто, требующее большего пристального внимания», — сказал Браун.
В прошлом месяце ЦРУ углубило свои связи с ДПНЙ. Оно послало в Нью-Йорк одного из своих самых высокопоставленных шпионов, чтобы тот вел работу непосредственно из полицейского управления, находясь на зарплате ЦРУ. Он является специальным помощником Отдела разведки полиции, но официальные лица особо подчеркивают, что он не занимается сбором разведданных. Его имя остается засекреченным.
«Это все равно, что заново создавать ЦРУ после терактов 9/11», — отмечает Коэн в своей книге о работе полиции Нью-Йорка «Обеспечивая безопасность Города», которая вышла в 2009 году. — Что бы вы сделали, если бы могли начать все сначала? Ха! Именно это вы бы и сделали».
Фото: Fotobank.ru