Новость про то, как в среду Владимир Путин помог российской науке, взорвала российскую блогосферу. Посещая археологический раскоп на месте древнегреческого города Фанагория, премьер-министр опустился на дно Таманского залива, откуда сразу же поднял две амфоры VI-VIII вв. до н. э., сообщали официальные СМИ.
К пятнице это событие вышло в число самых обсуждаемых в Рунете – по упоминаемости, согласно «Яндексу», Путин и его амфоры на втором месте после лондонских погромов. Очевидные нелепости сюжета не откомментировал только ленивый. Основной рефрен: «они нас там что, совсем за идиотов держат?»
Ежу понятно, что пролежавшие на дне моря 15 веков сосуды должны были покрыться ракушками и толстым слоем песка. Путин же поднял подозрительно чистенькие амфоры. Чудом, можно сказать, ускользнувшие от целой археологической экспедиции, прочесавшей этот участок год назад, не говоря уже о «черных археологах», вычистивших фаногорийское дно на многие километры.
Теперь обитатели Рунета с азартом оттачивают на национальном лидере чувство юмора. «Маленький мальчик играл в водолаза, оп-па – и амфора с первого раза!», веселится в твиттере @podakuni. «Украинцы волнуются: «Почему Янукович никаких амфор никогда не находит?», иронизирует @abstract2001.
Кто-то убежден, что россиянам показали ремейк знаменитой сцены рыбалки из «Бриллиантовой руки»: «Клевать будет так, что клиент просто позабудет обо усем на свете!»… Наконец, амфоры попали в блог Transmission англоязычного бюро «Радио Свобода» (рассказывает о глупых историях, в которые попадают мировые лидеры), который скучно назвал погружение Путина с аквалангом и его сенсационную находку «популистским предвыборным трюком».
Казалось бы, россияне должны были давно привыкнуть к страсти премьера чем-нибудь порулить. У человека, который управляет страной, возможностей покататься на чем-то экзотическим хоть отбавляй. Но легко заметить: Путин настойчиво демонстрирует это свое увлечение. Очевидно, с точки зрения имиджмейкеров премьера подобное поведение работает на его имидж лидера: таким образом избирателю внушают, что Путин вездесущ, умеет делать все и с ним не пропадешь. В течение последних 11 лет страна могла наблюдать Владимира Путина за рулем раритетных авто, снегохода, зерноуборочного комбайна, электровоза, «Лады-Калины», гоночного «КамАЗа», болида «Формулы-1», «Ё-мобиля», за штурвалом атомного крейсера «Петр Великий», штурмовика Су-25 и самолета-амфибии Бе-200, а также охотящимся с гарпуном на китов и входящим в клетку с тигром.
На самом деле амфоры далеко не первый случай, когда «покатушки» лидера оборачиваются конфузом. Так, например, въедливые блогеры заметили, что болид «Формулы-1», которым, как гордо сообщали все официальные СМИ, премьер управлял в течение нескольких часов со скоростью до 240 км в час, не совсем настоящий.
«Болид Путина» оказался специальным демонстрационным автомобилем, который французская команда использует на акциях «Feel It» («Почувствуй это»), где практически любой желающий за €5500 получает возможность ощутить себя пилотом «Формулы-1». Максимальные обороты двигателя ограничены, трансмиссия гораздо проще, а чудо-руль заменен на более простой вариант, утверждает спортивный журналист Сергей Беднарук.
Но, судя по общему резонансу, именно с амфорами пиарщики Путина имеют тотальный провал (интересно, кого-нибудь за это уволят?). Причины произошедшего очевидны: полное отсутствие политической конкуренции в информационном пространстве напрочь лишило команду премьера потребности в самоцензуре. Как низкопробная театральная труппа, она давно играет по принципу «публика – дура». Наверняка какая-то часть этой публики, до сих пор сидящая у экранов телевизоров, стерпит даже такое. Вопрос, зачем власть делает ставку именно на подобных граждан?
Кстати, согласно Плутарху, первым сцену рыбалки у Белой Скалы отрепетировал римский император Марк Антоний – чтобы не краснеть перед Клеопатрой, он велел рыбакам под водой насаживать добычу на крючок. Окончилось все конфузом: Клеопатра была далеко не дура. Разрекламировав способности Марка Антония, она велела своему человеку насадить на крючок вяленую рыбу. Которую Марк Антоний и поймал при большом скоплении зрителей.