Подробнейший обзор хоккейного Чемпионата мира – от издателя из Чикаго и экс-рижанина Александра Этмана. С хоккейным миром он знаком очень близко. Первые части обзора читайте здесь: 1 часть , 2 часть, 3 часть , 4 часть , 5 часть, 6 часть, 7 часть и 8 часть. Сегодня — 9-я серия. Завершающая.
В самом первом материале о завершившемся в Риге чемпионате мира по хоккею, рассуждая о шансах наспех собранной сборной Канады, я написал, что выглядит она, мягко говоря, пока неважно, но тренер Жерар Галлан не раз доказывал, что может вылепить боеспособный коллектив по ходу турнира. Ну а то, что он сделал недавно с дебютантом НХЛ «Вегасом» (напомню, клуб из Невады, укомплектованый теми, от кого отказались их прежние клубы, вышел в финал Кубка Стэнли в первый же год своего существования) — войдет в хоккейные энциклопедии. Вопрос состоял лишь в том, под силу ли Галлану сотворить чудо на короткой дистанции? Оказалось, под силу. Как вы думаете, кто в Риге тренировался чаще всех и донимал организаторов заявками на дополнительные ледовые часы? Да-да, вы не ошиблись — «Кленовые листья«…
Но поставив на Канаду в полуфинале с громившей всех в Риге сборной США, я отталкивался не от этого, а от того непреложного факта, что канадцы НИКОГДА не боятся американцев, а сборная США ВСЕГДА опасается Канады. Изредка наши (я пишу эти строки из Чикаго) северные соседи проигрывают нам, и эти успехи шумно празднуются в Америке, а канадцы рассматривают случившееся как досадное недоразумение. В групповом турнире Джеку Капуано удалось раскрепостить своих подопечных, но когда пришла пора полуфинала, на американцев снова навалился психологический стресс — груз исторических неудач: с Олимпиады 1980 года они не могут выиграть ни одного турнира под эгидой IIHF. А канадцы — те самые канадцы, среди которых Вячеслав Фетисов не нашел «ни одного приличного игрока» — многозначительно улыбались соперникам еще на разминке. И со свистком арбитров на судно вратаря Питерсена и его команду на обрушился неумолимый ураган «Жерар».
Турнирный подвиг сборной Германии обошелся ей дорого: повреждения игроков привели к тому, что на полуфинальный матч с финнами команда «наскребла» лишь пять защитников и девять форвардов. Но и эти ребята дали бой чемпионам мира, да такой, что финны еле устояли — 2:1. В матче за третье место заявка немцев выглядела привычной, но постоянно против американцев выходили на лед по-прежнему 14 полевых. У которых попросту кончились силы — 1:6.
«Нашего» Сашу Хмелевского (ему 9 июня исполнится 21 год, на его счету 2 гола, 2 передачи и показатель полезности «плюс 5») и его партнеров по сборной США поздравлю с «бронзой». В следующий раз в тренерский штат американцам нужно включать толкового психолога: они могли и должны были выигрывать этот чемпионат.
А так все решалось в матче Финляндия — Канада. Финны привезли состав, который наигрывали весь сезон в «Евротуре». Его усилили лишь два представителя НХЛ: защитник Олии Маатта — умный, но тихоходный защитник, которого «Чикаго» в этом году обменял в «Лос-Анджелес» за выбор в третьем раунде аукциона и форвард Артту Руотсалайнен из «Баффало», представитель третьего поколения знаменитой финской хоккейной династии. Тони Сунд и Тииму Турунен играют в Швейцарии, Янни Ювонен в Швеции, а Петтери Линдбом — в Германии, еще двое — в чемпионате своей страны. Все остальные выступают в КХЛ — в «Сочи», «Авангарде», «Локомотиве», «Металлурге», «Сибири» и «Йокерите».
Один из «новосибирцев» Микаэл Руохомаа и открыл счет в финальном поединке. Это произошло через секунду после того, как на лед вышел отбывавший штраф Ник Пол из «Оттавы». Причем это было второе удаление у Канады подряд (Джастин Дэнфорд из «Коламбуса» был наказан за опасную игру высоко поднятой клюшкой). Когда же через 5 минут две минуты схлопотал Майкл Бантинг («Аризона»), Галлан прямо на скамейке устроил подопечным такую выволочку, что режиссеры трансляции отключили микрофоны у второго тренера. Правда, досталось не только игрокам, но и чешско-российской бригаде арбитров.
На второй период канадцы выскочили словно ошпаренные. Максим Комтуа из «Анахайма» сравнял счет уже через 4 минуты после начала периода, потом канадцы вышли вперед (отличился его одноклубник и капитан Адам Хенрик), но гол отменили: при входе в зону финнов правая нога форварда была на весу в тот момент, когда шайба уже находилась в этой зоне. Занятно, что в НХЛ это не считается нарушением правил и со следующего года IIHF адаптирует североамериканскую трактовку, но пока все произошло согласно действующим законам.
На 3-й минуте 3-го периода Линдбом вывел финнов вперед и во время технического тайм-аута, когда чистили лед, а американские камеры не выключались, Жерар Галлан произнес короткую и эмоциональную речь. Настолько эмоциональную, что я не стану ее переводить буквально (слишком грубо), а просто передам ее смысл: «Мы начали как дерьмо, и мы были дерьмом, и ваши родители не отвечали вам на звонки, а потом мы делали дерьмом всех остальных и работали как никогда в жизни, и добрались до финала, так неужели сейчас, когда до триумфа остаются какие-то дерьмовые шестнадцать минут, мы скажем: «О, мы снова стали дерьмом, давайте удовлетворимся вторым местом?». Да никогда! Я не верю, что это — вы! Вы — мои сыновья! Всё! Поехали! Рвите их на части!«

Символично, что именно Хенрик, чей гол отменили во втором периоде, забил на 53-й минуте. Логично, что ассистировал ему Комтуа. Связка форвардов из «Анахайма», которую сделал связкой Галлан (в своем клубе они не играют в одной тройке). «Я стараюсь сводить вместе парней, которые завтракают, обедают, ужинают и тренируются вместе», — говорил Галлан перед полуфиналами. Чемпионский, «золотой» гол забил в овертайме форвард «Сенаторз» Ник Пол, которому, выманив Юхо Олкинуору, отдал феноменальный пас на пустые уже ворота другой игрок «Оттавы» — Коннор Браун. 3:2! Канада — чемпион! Жерар Галлан — герой!
Не надо забрасывать актёров цветами после первого акта. Имеет смысл дождаться финала. Я вчера послал цветы послу Канады в Латвии Кевину Рексу — с запиской личного содержания. А сейчас мы тут в Чикаго готовимся встречать троих чемпионов мира — защитника Николя Бодина и двоих Брэндонов — нападающих Пирри и Хагеля.
Александр Этман,
Чикаго.