500 триллионов солнц: обнаружена самая яркая и голодная черная дыра в видимой вселенной

Mixnews.lv

Источник света мощностью в 500 триллионов солнц, известный как объект J0529-4351, был обнаружен на окраине вселенной благодаря «Очень большому телескопу» (ОБТ) в Чили. Этот объект является самым ярким из всех, которые когда-либо обнаруживали ученые в космосе.

Он представляет собой квазар, активное ядро зарождающейся галактики, где находится сверхмассивная черная дыра с огромным аппетитом. Эта черная дыра каждый день поглощает массу вещества, эквивалентную массе нашего Солнца, и уже сама весит столько же, сколько 17 миллиардов солнц.

Однако свет излучает не сама черная дыра, а окружающий ее аккреционный диск, который возникает в процессе «поглощения пищи».

Хотя объект J0529-4351 был обнаружен много лет назад, истинные его масштабы стали понятны лишь сейчас, сообщается в издании Nature Astronomy.

Квазар — это активное ядро галактики, источником энергии в котором служит сверхмассивная черная дыра, засасывающая в себя окружающую материю в огромных объемах.

По мере того, как эта материя ускоряется, приближаясь к центру черной дыры, она начинает излучать ярчайший свет, видимый на огромном расстоянии: к примеру, свет от объекта J0529-4351 шел до нас 12 млрд лет! Недаром астрономы иногда называют квазары маяками вселенной.

Впрочем, по словам ученых, в этом квазаре удивительно буквально все. Взять хотя бы яркость, в 500 с лишним триллионов раз превышающую солнечную. Свет этот излучает раскаленный аккреционный диск, сам по себе составляющий в диаметре 7 световых лет.

Поскольку в центре всех без исключения известных галактик имеется сверхмассивный объект, это скорее всего означает, что подобные объекты являются неотъемлемой частью эволюции любой галактики.

Но главная загадка заключается в том, как столь массивные черные дыры могли появиться на раннем этапе становления вселенной, когда, казалось бы, для их формирования было еще недостаточно материи.

Ученые поэтому склонны принять сценарий, по которому эти объекты возникли прямо из газа, существовавшего сразу после Большого взрыва, возможно еще до того, как образовались первые звезды.

•