Психолог и консультант, специалист в сфере детско-родительских отношений Светлана Лукка о воспитании ребенка в неполной семье и ситуации, когда подростки разбираются в технике лучше родителей
Вы знаете, это всегда тяжелая ситуация. И это не только для неполных семей характерно, это может быть и в полной семье, когда смысл жизни для мамы, как правило все-таки для мамы, это ребенок. Для ребенка это колоссальная ответственность, с которой он с трудом вообще может справится, потому что, взрослея он становится ответственным за то, что происходит с мамой. И мама превращается для него в ребенка, то есть это инверсия вообще очень опасна.
Поэтому с этими мамами я работаю следующим образом — я объясняю, что ребенок уйдет, и к этому нужно быть готовым. И для того, чтобы это не было страшно нужно первое — устраивать свою личную жизнь, если у вас есть к тому желания, возможность, и не надо боятся, что ребенок не примет. Примет!
Вы должны заботится, как мама, о себе тоже, не только о ребенке. Нужно строить свою карьеру, нужно искать свои интересы, нужно быть готовой к тому моменту, когда ребенок вырастет, а у вас есть своя жизнь, которая вам интересна, которой вы полнокровно живете. Потому что для ребенка вот эта материнская любовь становится ядом в какой-то момент, когда он единственный свет в окошке. Это очень опасная ситуация.
Мне наоборот кажется, что это очень круто, когда ребенок что-то может рассказать родителю, а родитель это с благодарностью принять. Мне кажется, это очень классная база для хорошего контакта, когда ребенок видит, что родитель не идеален, ведь наши дети тоже станут родителями, и понимание того, что они могут быть не идеальными — это очень важная основа родительского поведения, потому что нам кажется, что ребенок должен на нас смотреть, как на какой-то ориентир, на икону, и мы иногда боимся признаться ему в своих несовершенствах.
Мы же знаем мамочек, которые где-то там за углом курят, чтобы ребеночек не увидел, курить же вредно. И то же самое с гаджетами — ну как признаться, что мы чего-то не понимаем? Конечно, это дети, которые родились в эпоху, когда смартфон — это часть жизни уже. А я родилась в эпоху дисковых телефонов. Ну как я могу в этом смартфоне разбираться на уровне своего ребенка? Да никак! И я всегда искренне признаю, что я динозавр.