Психолог и консультант, специалист в сфере детско-родительских отношений Светлана Лукка рассказывает о том, как девочки-подростки начинают осознавать свою женственность и привлекательность в глазах мужчин
Мне кажется, что это очень прикольный момент на самом деле. Здесь, конечно, палка о двух концах. С одной стороны, я считаю, что любая девочка должна пройти через этот опыт. Потому что, если она не ощутит этой своей силы, ей потом будет очень трудно, повзрослев, строить отношения с мужчинами — и со своим мужчиной, и со своим мужем, и со своим сыном. Это понимание себя и своей власти — для девочки это важно.
С другой стороны, конечно, главное не уйти далеко в этом направлении. И вот здесь, наверное, то, что было заложено в семье еще до подросткового возраста — как вела себя мама, как вела себя бабушка, как папа относился к маме, признавал ли он эту ее сексуальную власть над собой — мы здесь не столько про секс, сколько именно про отношения мужчины и женщины, которые приняты в семье.
Если здесь все было гладко и гармонично, и было уважение со стороны папы к маме, то вероятность того, что девочка будет злоупотреблять своей сексуальностью в отношениях с мужчиной — она очень низкая.
И вот здесь мы опять возвращаемся в эту историю, что все-таки база закладывается всегда в семье. Я вообще когда-то сразу после университета работала с детьми с особенностями развития. Особенность развития — это плохая обучаемость в школе, дефицит внимания, о чем сейчас очень модно говорить, тогда это только начиналось у детей, и я, как нейропсихолог, с ними проводила специальные коррекционные занятия.
Так вот тогда я очень четко поняла: в том, как движется ребенок, очень важна позиция родителя. Делает ли родитель с ребенком домашние задание, которые мы задаем? Насколько он поддерживает ребенка в его трудностях в обучении? Требует или, наоборот, входит в положение, помогает? И так далее.
И я поняла, что на самом деле, если мы работаем со взрослым, то эффект намного выше. И очень часто только родители, а никакой не психолог, не нейропсихолог, не учитель в школе, только родитель знает, что нужно его ребенку. Мы, как специалисты, видим все равно не всю картину, мы не знаем, что происходит в семье, мы не знаем, что происходило в детстве у этих родителей. Это очень большая история — поднять весь этот материал. А родители знают, и поэтому интуитивно чувствуют, что нужно ребенку, и вот здесь очень важно этому внутреннему своему родительскому голосу доверять и вообще уметь его услышать