Кинокритик и филолог Вадим Агапов рассказал на радио Baltkom о списке 100 любимых книг Девида Боуи
Дэвид Боуи составил этот список своих ста любимых книг в 2013 году, но как долго он над ним работал — сказать трудно. Дело в том, что его очень долго уговаривали написать автобиографию. Еще не написанная автобиография входила в том самых ожидаемых книжных новинок, он все откладывал, откладывал, а все больше просили, после того, как у него случился на сцене инсульт, боялись, что человек умрет.
И вместо автобиографии — в итоге он поступил довольно остроумно, как мне кажется, — он просто составил список 100 книг своих любимых. Видимо это отсылка к знаменитой фразе, что у настоящих читателей не бывает биографии, у них бывает только библиография, то есть книги, которые прочитал.
И тем самым он показал, что он себя считает в первую очередь не рок-звездой, не музыкантом, не актером, не художником, а читателем.
А если говорить о его полке, то известно, что во время съемок «Человека, который упал на землю» 1976 года, он таскал с собой целый микроавтобус, такая переносная библиотека, и когда он спорил с режиссером Николасом Роугом по поводу каких-то нюансов роли, он все время вытаскивал очередную книгу, цитировал, вот, Николас, вот, как надо, и, в конце концов, режиссер не выдержал и решил над ним подшутить, и сказал: «Дэвид, твоя проблема в том, что ты слишком мало читаешь!» И Боуи не понял, что это шутка, и он зарылся в книги еще больше.
То есть да, он запойный читатель, это известно. Я думаю, что тут, скорее, метод Боуи заключался в том, чтобы с корпус свое творчества, клипы, музыку, песни, тексты подсветить с помощью этого списка. То есть эти 100 книг — это не ключ к решению загадки, а, скорее, зеркала, световые эффекты, лучики, которые под особым ракурсом высветляют дополнительный смысл того, что он хотел сказать.