Не место красит человека: как 55 лет назад была узаконена должность генсека.

Не место красит человека: как 55 лет назад была узаконена должность генсека.

Когда я был первоклассником, нас, детей, на политинформации заставляли заучивать наизусть этот странный брежневский титул: Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. Ошибиться или пропустить слово было нельзя — за это нещадно наказывали.

Уже тогда я задавался вопросом: это что за должность такая странная?! Почему главный человек в стране — всего лишь секретарь? Ведь секретарь — это всего лишь мелкий клерк (не говоря уже о его женской ипостаси — секретарше!).

Если вас тоже заинтересовал этот детский по наивности вопрос, позволю небольшой исторический экскурс.

Ленин генсеком партии не был. Ну вот ни одного дня. Единственная должность, которую он официально занимал — Председатель Совнаркома. По современным понятиям — премьер-министр.

Поэтому, когда Ленина разбил удар, и стало ясно, что к работе Ильич уже не вернется, его соратники сцепились в смертельной схватке за власть.

Председателем Совнаркома стал Лев Каменев, надеявшийся, что унаследовав должность Ленина, он станет его официальным преемником.

Другой член ЦК Григорий Зиновьев взял на себя руководство Коминтерном, то есть руководил движением ВСЕХ коммунистических партий мира, практически дирижируя мировой революцией. Можно ли прыгнуть выше?!

Лев Троцкий только посмеивался, ведь он возглавлял созданную им же Красную Армию, а за кого военные — у того и сила!

Сталин и Троцкий

И только Сталин довольствовался скромной ролью генерального секретаря ЦК, в обязанности которого входило готовить повестку дня и контролировать исполнение решений. Аппаратной работы гнушались революционеры-романтики, а зря. На этом посту Сталин стал передвигать по стране партийные кадры, расставлять на местах своих людей. Скоро и в провинции смекнули, от кого зависит, будешь ли ты учить Интернационалу моржей или сидеть в теплом кресле. Благодетелю же в свою очередь было важно, чтобы они делегировали на съезд партии с мест «правильных» товарищей. Съезд партии, собственно, и был высшим партийным органом, и так Сталин получил поддержку большинства, сметя с политической карты сначала Троцкого, потом Зиновьева и Каменева.

Мораль: не место красит человека, а человек — место! Находясь в заведомо проигрышной позиции, Сталин аппаратными играми обставил всех конкурентов.

Ну а Леонид Брежнев 55 лет назад окончательно закрепил должность генсека в Уставе партии как высший пост в стране.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •