29 марта 1979 года на экраны вышел детективный многосерийный фильм «Место встречи изменить нельзя», снятый на Одесской киностудии. Он тут же приобрел бешеную популярность среди зрителей из-за блистательного актерского состава, острого сюжета и ярких диалогов. Интересно, что, когда по телевизору показывали очередную серию, по всей стране отмечалось снижение потребления воды — никто не хотел пропускать ни единого кадра.
«Место встречи изменить нельзя» снят по детективному роману писателей братьев Вайнеров «Эра милосердия», в основе которого лежало несколько реальных историй. Например, банда «Черная кошка» существовала на самом деле, правда, она была не столь грозной. Ее участников, в основном подростков, удалось задержать в Москве в конце 40-х после неудачной квартирной кражи.
Одесская киностудия
Гораздо ближе к событиям оказалась история красногорской банды Ивана Митина. По словам автора романа Георгия Вайнера, «хотя Шарапов — это собирательный образ, но у него есть прототип — Володя Арапов, ставший позднее начальником отдела МУРа. Он участвовал в захвате знаменитой банды Митина».
Еще один колоритный персонаж — Кирпич в исполнении Станислава Садальского. Его прототипом был знаменитый вор-карманник Александр Прокофьев, больше известный под кличкой Шора. Позднее актер рассказал, что после выхода картины Александр дважды присылал ему дорогие подарки в знак благодарности. При этом Садальский говорил про Кирпича так: «Сам я эту роль терпеть не могу, но народ ее любит, а что может быть дороже внимания и любви зрителей?»
Одесская киностудия
Экранизировать роман взялась Одесская киностудия, и тут же встал вопрос о режиссере. На эту роль рассматривался Алексей Баталов, но он был занят на других съемках. В итоге Владимир Высоцкий предложил взять Станислава Говорухина. Братья Вайнеры согласились после того, как Говорухин чуть ли не поклялся им, что не изменит в их сценарии «ни одной строчки, ни одной фразы». Увы, ему не удалось сдержать свое слово.
Кстати, когда Говорухин был вынужден уехать в командировку в ГДР, режиссерскую работу выполнял Владимир Высоцкий, и ему принадлежат несколько сцен в картине. Правда, по возвращении законного режиссера все вздохнули с облегчением, поскольку Высоцкий был очень требователен и их измучил.
При этом Высоцкий никак не подходил на роль Жеглова, который в книге был 26-летним и широкоплечим. Более того, в те времена Владимир Семенович был совсем не экранным и нежелательным артистом. Чтобы утвердить актера в худсовете, режиссеру пришлось пойти на хитрость. Он пригласил на пробы несколько других артистов, которые заведомо не могли соперничать с Высоцким.
Многомесячные съемки не оторвали Высоцкого от его основной работы в театре, однако ему приходилось постоянно, почти ежедневно летать в Москву из Одессы на свои спектакли. Это объясняет, возможно, частые замены Высоцкого дублером, что заметили на экране самые дотошные зрители. Актера всегда везла на «Волге» милиция с сиреной, и там же в машине на ходу ему накладывали грим Гамлета.
Что касается других знаковых ролей, то в роли главаря банды, Горбатого, Говорухин видел Ролана Быкова. Но артист запротестовал: «Пойми, я только развелся с женой и оттого безмерно страдаю. А ты предлагаешь мне роль карлика, да еще и горбатого. Кто меня после этого полюбит?!» После уговоров Ролан Антонович все же согласился и даже приехал в Одессу, но по состоянию здоровья не смог взяться за работу. Тогда в срочном порядке из Москвы был вызван Армен Джигарханян, который имел репутацию актера, способного вжиться в любой образ
Очень много эпизодов пришлось сократить и вырезать по требованиям цензуры. Сценки с блатным жаргоном, военные воспоминания Шарапова, постельную сцену с Варей — эротика в советском кино еще не приветствовалась. Зато жизнь персонажу Синичкиной спасли чиновники из Мосфильма — они потребовали сохранить жизнь Левченко или Синичкиной, Говорухин выбрал девушку и Варя уцелела.
Одесская киностудия
Интересно, что, несмотря на небольшой бюджет, режиссеру удалось отснять материала, которого хватило бы еще на 2 серии. Оставшиеся пленки то ли уничтожили, то ли сдали в архив Одесской киностудии, но потом их никак не смогли найти.
Закончить хочется цитатой из романа братьев Вайнеров: «У одного африканского племени отличная от нашей система летосчисления. По их календарю сейчас на земле – Эра Милосердия. И кто знает, может быть, именно они правы и сейчас в бедности, крови и насилии занимается у нас радостная заря великой человеческой эпохи – Эры Милосердия, в расцвете которой мы все сможем искренне ощутить себя друзьями, товарищами и братьями…»
Хочется надеяться, что этот прогноз однажды станет реальностью!