Музыкальный фильм Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» вышел на экраны в далеком 1985 году, но эта трогательная история вызывает у зрителей слезы до сих пор. Немногие из них знают о том, что происходило за кадром: у главного героя был реальный прототип, чья жизнь сложилась драматически. А для актера, который воплотил его образ на экране, этот фильм стал судьбоносным – ведь на съемках Евгений Евстигнеев встретил женщину, с которой прожил до конца своих дней.
1 Фильм стал своеобразным продолжением «Мы из джаза»
Рассказывает режиссер Карен Шахназаров: «Идея снять этот фильм родилась у нас сразу же после работы над картиной «Мы из джаза», где нашим репетитором был старейший в стране танцовщик – степист Алексей Быстров. Вскоре после окончания съемок «Джаза» он умер, и мы решили посвятить ему отдельный фильм. Помню, в это время я был в Сочи и там увидел старую эстрадную площадку. Родилась мысль снять картину о 1950-х годах, об эстраде тех лет. Так несколько идей соединились в одну…».
2 Это не была реальная биография
По словам соавтора сценария Александра Эммануиловича Бородянского, авторы поставили перед собой цель: не повторять биографию Быстрова в фильме, а придумать свою историю. Однако, дочь степиста после просмотра картины позвонила на «Мосфильм» и сказала: «Вы знаете, ваш герой очень похож на папу — не внешне, а поведением, поступками».
3 У настоящего Алексея Быстрова была нелегкая судьба
В молодости Алексей Быстров работал в Краснознамённом ансамбле песни и пляски имени А. В. Александрова, в 1949 году стал лауреатом Второго международного конкурса артистов балета в Будапешт, выступал с московским джаз-оркестром Эдди Рознера. Уйдя со сцены, работал преподавателем в эстрадно-цирковом училище. Также он был одним из учителей Аркадия Насырова, сыгравшего в «Зимнем вечере в Гаграх» главного героя в молодости. Лёгшая в основу сюжета биография Быстрова была реконструирована и додумана создателями фильма. Карен Шахназор упоминал в интервью. что Быстров спился, жил в одиночестве в коммунальной квартире, но эти утверждения опровергла племянница Быстрова, рассказавшая, что он жил до самой смерти со своей единственной женой Быстровой Валентиной Александровной в доме артистов балета и эстрады на Каретном ряду.
4 Снимать пришлось зимой, поэтому Шахназаров уехал в теплую Абхазию
Интересно, как появилось название картины. В то время каждая студия «Мосфильма» должна была иметь равномерный план съемок: одни картины снимались весной, другие летом и т. д. Дирекция назначила съемки следующего музыкального фильма Шахназарова на зиму. Тогда они с Бородянским решили: ладно, пусть будет зимний вечер… но в Гаграх! Название нужно было оправдать, в том числе и с точки зрения драматургии – так и родилась одна из самых важных, пронзительных сцен фильма: совместное выступление Беглова с маленькой дочкой.
5 На роль претендовали Леонов и Ефремов
На главную роль режиссёр пробовал Петра Щербакова, Евгения Леонова и Олега Ефремова. Евгений Евстигнеев сам пришел к Шахназарову — он тайком взял почитать сценарий и загорелся ролью забытого танцора. И ходил к нему до тех пор, пока режиссёр не согласился… Можно сказать — взял измором! «Евгений Александрович прочитал сценарий, пришел ко мне и сказал: «Я хочу сыграть эту роль!». С этого момента он каждый день приезжал ко мне, ну просто как на работу и, как бы, между прочим говорил: «Хочу сыграть, хочу!» Я уступил… », — вспоминал Шахназаров.
6 На съемках режиссер и актер поначалу конфликтовали
Карен Шахназаров не скрывает, что съемки не шли гладко и были конфликты: «Поначалу на съемках у нас с Евстигнеевым не очень складывались отношения: мы оба люди с характерами. Но потом мы все же подружились. Евгений Александрович постоянно предлагал что-то свое… Помните, эпизод в фильме, где Беглов играет на тарелках? Это он придумал прямо на съемках. Мы снимали под музыку – и вдруг он неожиданно для всех начал в такт стучать тарелками и вилками. Так мы это и оставили…».
7 Евстигнеев во многих сценах исполнял степ самостоятельно
В пользу Евстигнеева сыграло то, что он был очень музыкальным и когда-то играл в джазовом оркестре на ударных. Ударникам вообще научиться бить чечётку довольно просто — они прекрасно чувствуют ритм. Евстигнеев не просто танцевал степ, а импровизировал и фактически был сам себе хореограф. Правда самые сложные элементы за него станцевал профессиональный чечёточник — ученик того самого Алексея Быстрова.
8 Дублер Евстигнеева сыграл Быстрова в молодости
Учеником Быстрова, который дублировал Евстигнеева в исполнении самых сложных элементов был Аркадий Насыров. На момент съемок ему было 26 лет.В 1986-1991 — артист Росконцерта, 1991-1994 — актер театра «Летучая мышь», с 1994 — артист Москонцерта. В настоящее время выступает сольно и преподает степ.
9 Одно из мест съемок можно посетить до сих пор
Место, где он танцует с маленькой дочкой — веранда ресторана «Гагрипш», который находится в старой Гагре и функционирует до сих пор. Моря с веранды — не видно и для пущей убедительности пришлось делать декорацию морского берега.
10 Скляра заменил Панкратов-Черный
На роль танцора-любителя Аркадия режиссёр планировал взять Игоря Скляра, но того не отпустили из театра. Особых мук выбора не было — с Александром Панкратовым-Чёрным режиссёр уже работал, степ танцевать его уже учили, так что утвердили его… На съёмках тренировки с профессиональными танцорами продолжились, актёр делал успехи, и в сцене последнего урока Александр Панкратов-Чёрный станцевал уже свою импровизацию.
11 На съемках фильма произошло судьбоносное знакомство Евстигнеева с будущей женой
Несколько актрис пробовалось и на роль дочери главного героя. Одной из них была Ирина Цывина. Дочерью на экране она не стала. Она стала женой Евстигнеева – в жизни. И его последней любовью. «Это судьбоносный фильм в моей жизни, – признаётся Ирина, – потому что первое свидание наше было на площадке этого фильма. Тайное, его никто не заметил…»
12 Повторение судьбы киногероини
Роль дочери сыграла Светлана Аманова. Её героиня выходит замуж за журналиста, а вскоре после выхода фильма актриса тоже вышла замуж за журналиста — главного редактора газеты «Московский комсомолец» Павла Гусева.
13 И еще одно удивительное совпадение
Дочь Беглова в детстве сыграла 7-летняя Анна Иванова. Режиссёр осмотрел более сотни кандидаток, пока не встретил Аню — его поразило сочетание хрупкости, работоспособности и мышление взрослого человека. После съёмок родители девочки решили, что у неё есть танцевальное будущее и отдали её в хореографическое училище. Анна Иванова стала балериной, солисткой Большого театра и директором театра «Московский балет».
14 Певицу Ирину Мельникову отчасти списали с Аллы Пугачёвой.
Некоторые источники сообщают, что Пугачевой и предложили сыграть Мельникову на киноэкране, но певица не захотела играть скандальную звезду Певицу Ирину Мельникову отчасти списали с Аллы Пугачёвой. Сам же Шахназаров уверяет, что роль писалась изначально для Гундаревой, а Пугачевой только предложили исполнить песни. Кстати, Наталья Гундарева очень хотела спеть сама, но Шахназаров был непреклонен — после отказа Пугачевой все сольные партии отдали Ларисе Долиной.
15 Песня «Пчела и бабочка» уже звучала на советских киноэкранах
Песня «Пчела и бабочка» была написана и спета ещё в 1950-х годах французским певцом Анри Сальвадором. С наших экранов она впервые прозвучала в фильме «Когда деревья были большими», правда, без слов.
16 У песни «Дружба», которую пела героиня Натальи Гундаревой, была целая история.
Та самая песня, где были знаменитые слова:
Веселья час и боль разлуки
Готов делить с тобой всегда.
Давай пожмём друг другу руки,
и в дальний путь на долгие года.
Впервые она вышла на пластинке в 1937 году с упоминанием композитора Поля Марселя (это был псевдоним Леопольда Русакова). В том же году он был арестован по обвинению в троцкизме, пластинку с песней изъяли из продажи, а при повторных выпускахи композитором указывался уже Владимир Сидоров, а фамилия Марселя больше никогда не встречалась. Русаков отсидел десять лет в воркутинском лагере, но после смерти Сталина вернулся в Ленинград, где по ходатайству Шостаковича получил квартиру. Худсовет постановил исключить песню из фильма, и уцелеть ей удалось только по просьбе Иосифа Кобзона.
17 Фильм имел огромный зрительский успех
По версии журнала «Советский экран», эта работа Карена Шахназарова была признана лучшим музыкальным фильмом 1986 года.