В последний вечер уходящего 1979 года на телеэкранах страны состоялась премьера двухсерийного фильма «Тот самый Мюнхгаузен» режиссёра Марка Захарова. Лучшие телефильмы всегда приберегали, а иногда и специально планировали для новогоднего эфира. И вот люди, забыв о застолье, погрузились в «комическую фантазию», как обозначили авторы жанр телефильма. Олег Янковский после той премьеры стал, безусловно, «главным Мюнхгаузеном страны». Как рождался один из советских киношедевров?
1. До Захарова историей Мюнхгаузена интересовался… Геббельс!
Если говорить по справедливости, то Захаров — далеко не первый, кто решил вывести на экран этого полулегендарного героя. Первый фильм о бароне Мюнхгаузене — «Видения барона Мюнхгаузена» — сняли французы в 1911 году. Экранизировали эту историю и на родине барона — в Германии — в 1943 году, к 25-летию главной киностудии страны UFA. Заказчиком фильма выступало Министерство пропаганды, а курировал съёмки сам Геббельс.
2. Реальный Мюнхгаузен служил Российской империи и говорил по-русски
Барон Мюнхгаузен существовал на самом деле. Его звали Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, он родился в XVIII веке в Германии, в 18 лет уехал в Россию и стал ротмистром русской службы. В 1744 году он командовал почётным караулом, встречавшим в Риге невесту цесаревича — принцессу Софию-Фредерику Ангальт-Цербстскую (будущую императрицу Екатерину II). В том же году он женился на рижской дворянке Якобине фон Дунтен, и они прожили вместе больше сорока лет. Литературным персонажем барон стал благодаря писателю и историку Эриху Распе, который выпустил сборник его рассказов под названием «Лживые или вымышленные истории».
3. А в роли Мюнхгаузена мы могли увидеть Зельдина!
История захаровского фильма началась с театральной постановки. Владимир Зельдин попросил драматурга Григория Горина написать пьесу о бароне Мюнхгаузене — актёр мечтал сыграть этого героя, но не было подходящего материала. Горин взял за основу сюжеты немецкого писателя Эриха Распе и написал пьесу «Самый правдивый». Поставленный по ней спектакль назывался «Комическая фантазия…» и шёл в Театре Советской армии с невероятным успехом! Посмотрев постановку, режиссёр Марк Захаров решил немедленно перенести её на экран. Если бы Захаров оставил в главной роли Зельдина, получился бы совсем другой фильм. Но у Захарова были свои принципы: режиссёр «Ленкома» обожал труппу своего театра, и костяк всех его фильмов составляли именно его актёры.
4. Кандидатуру Янковского пришлось пробивать
В образе барона Мюнхгаузена режиссёр Марк Захаров видел только Олега Янковского, хотя против него были и худсовет, и сценарист Григорий Горин (который настойчиво предлагал на роль Андрея Миронова). Амплуа Янковского до этого, как считалось, более соответствовали героические роли. Кроме того, сложившийся по книге и спектаклю образ барона соответствовал немолодому человеку, имеющему взрослого сына. Янковскому же на момент начала съёмок исполнилось только 35 лет. В итоге режиссёру удалось отстоять свою точку зрения. Потом Горин признавался, что взять другого актёра было бы непростительной ошибкой.
5. Инна Чурикова била Ярмольника по лицу от души
На роль баронессы Якобины фон Мюнхгаузен Захаров пригласил приму своего театра Инну Чурикову, будучи уверенным, что ленкомовская звезда блестяще сыграет покинутую супругу главного героя. Так и произошло, фразы баронессы из уст царственной Инны Михайловны звучат шедеврально: «Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?» Кстати, Чурикова попросила, чтобы на роль её сына Феофила взяли Леонида Ярмольника. Но, как вспоминает Ярмольник, на съемках она была к нему невероятно требовательна и во время дублей с пощечиной молодого человека не щадила, била по-настоящему: «Чтобы было убедительнее».
6. Марту могла сыграть Догилева
На роль Марты режиссёр хотел утвердить Татьяну Догилеву, но худсовет кандидатуру отклонил. На роль пробовались Галина Золотарёва, Ирина Мазуркевич и другие актрисы, среди которых была Елена Коренева. Создатели картины разложили фотографии всех претенденток и выбрали Кореневу, несмотря на то, что на фото она вовсе не была похожа на романтическую героиню — у нее была стрижка «под мальчика».
В пользу Кореневой сыграло и то, что она не была актрисой захаровского «Ленкома» — в фильме и так была занята солидная часть труппы. «Если всех забрать на съемки, кто же в театре будет играть?» — заметил Марк Анатольевич.
7. Немецкий актер сломал Абдулову палец
Съёмки проходили в немецком городе Вернигероде. В массовке и эпизодах принимали участие немецкие актёры, был и немецкий каскадёр. Как-то Александр Абдулов предложил ему помериться силами — побороться даже не на руках, а на пальцах. Сцепились указательными пальцами, начали друг на друга напирать, и тут раздался хруст… Немецкий каскадёр случайно вывихнул Абдулову палец! Пришлось накладывать гипс, и Захаров был жутко недоволен таким ребячеством.
8. В ходе дальнейших съёмок Абдулов умудрился сломать ещё и палец на ноге
Об этом рассказал уже Марк Захаров: «Не сломал, вывихнул. Абдулов — очень азартный человек и уговаривал меня разрешить ему прыгнуть с четырехметрового забора без дублера. Второй режиссер — человек более опытный — сказал, что нужно сделать специальную яму, смягчающую удар о землю, еще что-то. Я отнесся к этому легкомысленно. В результате Александр Гаврилович сиганул и повредил себе ногу. Я очень сожалел, что уступил ему. Был еще один эпизод, сопряженный с риском для Янковского, когда его герой лезет по веревочной лестнице. Я сам сначала попробовал, ступеньки из-под ног уходят, страшно. Но Янковский без дублера и страховки поднялся на приличную высоту»
9. Броневой получил роль без проб
На момент съемок в картине «Тот самый Мюнхгаузен» в роли курфюрста Ганновера Леонид Сергеевич ещё не состоял в труппе «Ленкома»: туда он придёт лишь в 1988 году и прослужит до самой смерти. Но Захаров, по всей видимости, чувствовал «своих» актёров: он приглашал Броневого сниматься во все свои фильмы без проб. Так было и в этот раз. Леонид Сергеевич в роли курфюрста Ганновера с его заявлениями — «Свободная линия плеча, зауженные панталоны… Вы могли бы стать примером для нашей молодежи!» — оказался блистателен. А интонацию для героя позаимствовали у тогдашнего директора киностудии «Мосфильм», который каждую свою фразу начинал словами: «Ну-у… Задумано у тебя, конечно, интересно…»
10. Самая сложная кандидатура — бывший заключенный
Но тяжелее всего Захарову пришлось с утверждением на роль в картине ещё одного актёра «Ленкома»: Владимира Долинского, которому предназначалась роль пастора. Ведь Владимир Абрамович тогда только-только вышел из «мест весьма отдаленных». Сразу после возвращения из тюрьмы актера приняли в штат театра Ленком, с еще не снятой судимостью и без московской прописки. И буквально через год последовало приглашение на роль пастора, хотя за эту кандидатуру Захарову пришлось биться.
11. Долинский подбил Янковского заняться контрабандой
«Когда мы выезжали в Германию, один мой друг достал две большие банки черной икры, каждая по килограмму, – рассказывает Владимир Долинский. – Я хотел продать их за границей. Но как вывезти банки контрабандой? Решили, что провезет Олег Янковский. Он известный, заслуженный – его простят, если что. Янковский не побоялся – вывез. Правда, загнать икру так и не удалось – во всех немецких ресторанах на нас смотрели подозрительно: откуда столько черной икры?! И не стали с нами связываться. В гостиничном номере мы устроили банкет с икрой и водкой, которую тоже привезли с собой. Поскольку не было стопок, водку пили по очереди из маленькой туфельки Лены Кореневой».
12. Фильм снимали в Германии
Точнее, в социалистической её части — ГДР (реальный Мюнхгаузен жил под Ганновером в городе Боденвердер, располагавшемся на территории капиталистической ФРГ). Организовать съёмки на территории дружественной социалистической ГДР было намного проще, поэтому съёмочной площадкой стали улицы города Вернигероде, имевшего «аутентичный» вид и практически не пострадавшего во время войны. В частности, в самой первой сцене кроме Янковского и Катина-Ярцева остальные охотники были немцы. Это заметно по немецкой артикуляции, не совпадающей с русским озвучиванием.
13. На съемках коллеги устроили розыгрыш Семену Фараде
Небольшую роль главнокомандующего сыграл Семен Фарада. Поначалу чиновники не хотели его выпускать за границу, считали неблагонадежным. Захарову пришлось обойти несколько инстанций, прежде чем артисту все-таки разрешили выехать в Германию. Поскольку Фарада впервые оказался за границей, он искренне всему удивлялся. Пользуясь его наивностью, коллеги подшучивали над ним. Однажды шепнули ему заговорщицки: «Тут за углом в кафе показывают стриптиз. Скоро начнется». Семен Фарада убежал за угол, уселся за столик и стал ждать. И только через несколько часов ожидания понял, что его разыграли.
14. Жертвой шутников стала и Коренева
«Снималась сцена, в которой священник приходит в дом Мюнхгаузена и его просят расписать влюбленных, – продолжает рассказ Елена Коренева. – Я подбегаю к Янковскому и Долинскому-пастору и встаю спиной к камере. Они же находятся друг перед другом в профиль. Надо сказать, что в мой парик были вплетены маленькие беленькие цветочки. Так вот Олег и Володя незаметно от режиссера такие гримасы мне строили в паузах между репликами, что я давилась от смеха, рассчитывая, что это незаметно. Но меня выдавали цветочки на парике – они мелко тряслись, что выглядело странно. И режиссер останавливал съемку. Семь или восемь дублей испортила! Марк Анатольевич в первый и последний раз за весь период съемок повысил тогда голос».
15. Сложнее всего дался трюк с оленем
Оленя с вишневым деревом на голове, который выходит из леса в подтверждение слов Мюнхгаузена, изобразить оказалось непросто. «Когда мы пришли в зоопарк снимать зверя, оказалось, что олени в то время как раз сбрасывали рога, поэтому крепить дерево было не к чему, – рассказывает оператор комбинированных съемок Всеволод Якубович. – Пробовали снимать чучело, но у него были пустые глаза. Тогда прибегли к комбинированной съемке. На зообазе студии «Центрнаучфильм» нашли марала, которого можно было выдать за оленя, задекорировали решетку вольера под лес, положили дерн. Выпустили марала, а он вместо того, чтобы пройти перед камерой, начал кататься по земле. Тогда мы решили попробовать приманить марала лакомством. Сработало. Он прошел за ним по нужному маршруту. Затем мы взяли на биостанции МГУ ствол вишни и прикрепили к нему искусственные цветы. Наш знакомый балетмейстер из Театра оперетты, внимательно изучив проход марала, повторил его движения с деревом на голове. После чего дерево вырезали и совместили с оленем».
16. Пришлось снимать уток и медведя
«В фильме есть сцена: слуга Мюнхгаузена смотрит в подзорную трубу и, когда видит подлетающих уток, дает барону знак, – рассказывает оператор комбинированных съемок Всеволод Якубович. – Тот стреляет в дымоход, и из камина выпадает жареная утка. По задумке слуга должен был увидеть в трубе уток, летящих на него. Когда мы стали искать в фильмотеках такой пролет, нашли множество кадров, где утки улетают от камеры, а чтобы они летели в другую сторону – ни одного. Пришлось устроить киноохоту на уток и гонять их в сторону камеры. А еще в съемках фильма участвовал медведь – по сюжету он выходил из леса во время герцогской охоты. Чтобы зверь шел в нужном направлении, его приманивали баночкой с килькой – когда по ней стучали, медведь шел на знакомый звук»
17. Оговорка Янковского осталась в картине
Знаменитая фраза барона Мюнхгаузена: «Умное лицо ещё не признак ума…» — в сценарии звучала как «Серьёзное лицо ещё не признак ума…» Олег Янковский случайно оговорился, но новый вариант очень понравился Марку Захарову. Он оставил его в фильме, несмотря на протесты сценариста Григория Горина.
18. Сколько заработали актеры
Гонорары актеров: Янковский — 3800 руб; Кваша — 2788 руб; Чурикова — 2525 руб; Абдулов — 1874 руб; Катин-Ярцев — 1818 руб; Коренева — 1705 руб; Броневой — 1350 руб; Долинский — 702 руб; Фарада — 140 руб
19. В картине усмотрели сатирический намек на… «Малую землю» Брежнева
«Тот самый Мюнхгаузен» почти не пострадал от цензуры — из него перед премьерным показом вырезали всего две сцены. В сцене с охотником, которому все говорили, что учатся по его книгам, усмотрели намёк на «Малую землю» Леонида Брежнева. Книга недавно вышла в печать и была внесена в школьную программу. Вторая правка касалась «Песенки пастушки» в исполнении Любови Полищук. Актриса тогда была в опале на телевидении и фрагмент с её участием вырезали. Пела за Полищук певица Жанна Рожденственская. Позже «Песенку пастушки» вернули на место.
20. Цитаты:
«Всякая любовь законна, если это любовь».
«Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?»
«Неужели обязательно нужно убить человека, чтобы понять, что он живой?»
«Умное лицо – это еще не признак ума».
«Делайте что хотите, но чтобы через полчаса в лесу было светло, сухо и медведь!»,
«Мы были искренни в своих заблуждениях!»,
«Сначала намечались торжества, потом аресты. Потом решили совместить».