Совет по конкуренции (СК) наложил штраф в размере 24 199,25 евро на предприятие Burde B.V. за установку чрезмерной наценки в закупках Дирекции безопасности дорожного движения (CSDD). Как сообщает LSM.lv, компания осознанно пользовалась статусом монополиста: понимая, что является единственным возможным партнером по поставке ПО, фирма выставила ценник, который почти в 40 раз превышал стоимость лицензий у производителя.
Расследование СК показало, что завышенные цены на лицензии программного обеспечения применялись в период с 1 сентября 2022 года по 29 июля 2023 года.
Читайте нас также
Речь идет об обслуживании 100 фоторадаров Gatso RT4. Их работа технически невозможна без лицензий от производителя - Sensys Gatso Netherlands B.V. Именно этот софт позволяет фиксировать нарушения скоростного режима, и для бесперебойной работы системы лицензии требуют регулярного обновления.
В период нарушений эксклюзивным правом на распространение этих лицензий в Латвии обладала компания Burde B.V. При этом производитель Gatso не диктовал конечную стоимость продукта, оставляя распространителю полную свободу в ценообразовании.

Рост на 260% за полгода без объективных причин
Специалисты Совета по конкуренции зафиксировали резкий скачок цен за аномально короткий период. В августе 2022 года ежемесячная плата за лицензию составляла 75 евро, в сентябре она поднялась до 125 евро, а к январю 2023 года достигла 270 евро. Таким образом, за полгода стоимость обслуживания выросла на 260%.
Эксперты пришли к выводу, что такой взлет цен невозможно оправдать ни инфляцией, ни инновациями, ни удорожанием самого продукта со стороны производителя.
В материалах дела СК отмечается, что наценка Burde B.V. значительно превышала экономически обоснованный уровень. Если осенью 2022 года цена для CSDD была выше заводской примерно в 20 раз, то в 2023 году этот разрыв увеличился до 30, а затем и почти до 40 раз.
Поскольку у CSDD не было альтернативных источников закупки, СК квалифицировал действия Burde B.V. как злоупотребление доминирующим положением на рынке. Итогом разбирательства стал штраф, превышающий 24 тысячи евро.










































































