Спустя три года после принятия Сеймом закона, который закрепил независимый статус Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ), эта независимость так и не получила канонического подтверждения. Как сообщает агентство LETA с ссылкой на программу Латвийского телевидения «De facto», руководство ЛПЦ не проявляет интереса к тому, чтобы этот процесс был завершён.
Латвийская Православная Церковь, находящаяся в юрисдикции Московского Патриархата, после начала войны согласилась разорвать связи c Русской Церковью и поддержала поправки к закону, провозгласившему её полную независимость, отмечает агентство LETA.
Однако согласно принятому закону, для канонического закрепления этого решения Московский Патриархат должен был признать независимость ЛПЦ и выдать ей Томос об автокефалии. Но Русская Православная Церковь этого не сделала.
Профессор теологического факультета Латвийского университета Валдис Тераудкалнс поясняет, что на международном уровне, согласно каноническим правилам Православной Церкви, если Московский Патриархат не дал положительный ответ, то его может дать Константинопольский Патриархат.
Как пишет LETA, возможность встретиться с Патриархом Константинопольским Варфоломеем I у представителей ЛПЦ была две недели назад, когда он посещал Ригу с официальным визитом по приглашению президента Латвии. Однако официально митрополит Рижский и всея Латвии Александр не встречался с Патриархом Варфоломеем и отклонил приглашение на совместное богослужение (хотя обычно всегда участвует в экуменических службах в государственные праздники).
В программе «De facto» также отметили, что на практике в храмах ЛПЦ имя Патриарха Московского и всея Руси Кирилла не забыли, по крайней мере минимум в одной рижской церкви в настоящее время поминается Патриарх Кирилл в молитвах.
«Der facto» обратилось к Латвийской Православной Церкви с просьбой дать ответы на несколько вопросов, но получило категорический отказ.
При этом Служба Государственной Безопасности признала в программе, что, по её информации, Латвийская Православная Церковь соблюдает латвийские законы. Но тем не менее СГБ продолжает уделять внимание деятельности общины Латвийской Православной Церкви.