Сеймская комиссия по контролю над госрасходами выявила одну из главных причин финансового краха авиакомпании airBaltic: недофинансирование и слабая кадровая политика Министерства сообщения. Госслужащие, получающие около 40 тысяч евро в год, были попросту не в состоянии качественно курировать работу крупной госкомпании, сообщает NRA.
Ведомство годами игнорировало тревожные сигналы о нарастающих убытках компании. Несмотря на то, что именно министерские чиновники назначают руководящие органы госпредприятий, они, как выяснилось, не формируют стратегических задач и не отслеживают их выполнение.
Сейчас airBaltic накопила потерь почти на миллиард евро — сюда входит как уже списанная государственная помощь, так и долги, за которые компании предстоит расплачиваться через выкуп у коллекторов. При этом надзор со стороны государства оказался формальностью: реального контроля над действиями менеджмента, в частности исполнительного директора Мартиньша Гаусса, не существовало.
Сами чиновники признают: в условиях глобального рынка министерства не способны эффективно управлять крупными корпорациями. airBaltic, между тем, принимала провальные решения, такие как закупка самолётов с ненадёжными двигателями, которые в итоге оказались трудноэксплуатируемыми. Тем временем кураторы компании из министерства продолжали получать скромные оклады, не неся ответственности за происходящее.
Как подчёркивает депутат Андрис Кулбергс, многие госуправленцы переходят с одной должности на другую, не имея соответствующего опыта. Часто они формируют лишь видимость контроля, при этом получая доход из нескольких госпредприятий одновременно. Так, один из бывших членов совета airBaltic задекларировал почти 100 тысяч евро, несмотря на фактическое отсутствие результатов.
Председатель комиссии Сейма Гунарс Лиепиньш считает, что государству стоит всерьёз задуматься о привлечении внешнего аудита: возможно, более эффективным будет купить услуги надзора у иностранных профессионалов, разбирающихся в авиаиндустрии. Но ирония в том, что такие проверки обойдутся в миллионы — при том, что государство уже понесло миллиардные убытки, замечает NRA.