Родители из Латвии снова обратились в Европейский суд по вопросам образования на русском

mixnews
Родители из Латвии снова обратились в Европейский суд по вопросам образования на русском

Девять семей из Латвии обратились в Европейский суд по правам человека, поскольку считают, что отказ преподавать русский язык в латвийских детских садах и общем основном образовании является нарушением Европейской конвенции по правам человека, заявил председатель правления Латвийской ассоциации по поддержке школ русского языка (ЛАШОР),  бывший депутат Сейма Игорь Пименов.

Летом прошлого года заявители оспорили в Конституционном суде конституционность двух поправок к закону об образовании. «Исчерпав все правовые возможности в стране, мы обратились в Европейский суд», — цитирует Пименова агентство LETA.

Заявители считают, что запрет на изучение родного языка лишает возможности изучать его на том уровне, на котором хочет семья, и этот запрет можно расценить как вмешательство в частную и семейную жизнь, что не допускается Конвенцией о правах человека.

Ранее в других подобных делах Европейский суд не признал, что решение о сокращении объема общего образования на русском языке будет дискриминационным.

Эти дела были возбуждены после принятых в 2018 году поправок к Закону об образовании, которые значительно увеличили использование латышского языка в школах. Четыре года спустя, в 2022 году, Сейм принял поправки, согласно которым в школах начался переход на обучение только на латышском языке.

Польские, литовские и эстонские ученики могут учиться на родном языке, поскольку закон разрешает обучение на языках Евросоюза, а обучение на украинском и иврите предусмотрено международными договорами Латвии.

Для русскоязычных и белорусских детей такой защиты нет, — отмечает Пименов.

«Мы отмечаем, что в условиях, когда общее образование на русском языке полностью прекращено, дискриминация по языковому признаку становится также дискриминацией по национальному признаку», — сказал Пименов, добавив, что все подписавшие петиции «считают себя русскими».

Если материалы будут приняты к рассмотрению, Пименов признает, что суд мог бы обратить «особое внимание» на программу языка и культуры меньшинств в сфере образования по интересам как предлагаемую «замену общего образования и гаранта сохранения идентичности».

Факультативное образование по интересам не может заменить обязательное общее образование, поскольку, по мнению заявителей, занятия являются «неконтролируемыми» и «несертифицируемыми» и проводятся вместо занятий спортом и кружков самодеятельности.

Возможность выбирать язык обучения в общем образовании, сохраняя при этом больший упор на изучение латышского языка, будет способствовать сплочению латвийского общества, убежден ЛАШОР.

«На наш взгляд, эта проблема чрезмерно политизирована, учитывая все аргументы государства, начиная с 1998 года. Мы хорошо понимаем историю и предысторию Латвии, но сейчас здесь живут дети в третьем или четвертом поколении, которые совершенно не несут ответственности за историю, которую Латвия пережила за последние полвека», — сказал Пименов.

 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •