Бюджет следующего года представлен в Сейм и рассмотрен в первом чтении. Издание La.lv публикует ответы министра благосостояния Улдиса Аугулиса на вопросы об изменениях пенсий и пособий.
Какие изменения в сфере благосостояния предлагает правительство в следующем году?
— Единственным приоритетом государственного бюджета в следующем году является внутренняя и внешняя безопасность, поэтому мы создали бюджет сектора социального обеспечения как стабильный бюджет, соблюдая приоритет, установленный правительством, и в то же время обеспечивая устойчивые социальные услуги в существующем объеме, — цитирует министра La.lv. —
-Особенно меня радует реализованный план, который был одним из моих приоритетов – удвоение размера индексации пенсии или ее части.
Министерство благосостояния также представило многие из своих приоритетов, которые, к сожалению, не были поддержаны на 100%, как нам хотелось. Однако, проведя еще и внутреннее перераспределение денег, министерство добилось того, что, например, в следующем году пенсии будут проиндексированы до средней зарплаты, которая может составить 1500 евро, конечно, с учетом трудового стажа. Это означает, что чем больше лет работы, тем выше индекс. В настоящее время индексируется только половина средней зарплаты по страховым взносам в стране за предыдущий календарный год. Сейчас около 76% пенсионеров по старости полностью проиндексированы на пенсию по старости, но в 2025 году их будет уже около 98%.
Кроме того, достигнуто увеличение необлагаемого минимума пенсий с нынешних 500 евро до 1000 евро, чтобы на работающих пенсионеров не распространялись ставки подоходного налога с населения (ИПН), которые были введены для облегчения налоговой системы и повышения конкурентоспособности рабочей силы по отношению к Литве и Эстонии. Данное решение положительно повлияет примерно на 46,2% всех категорий пенсионеров. 53,8% всех пенсионеров в настоящее время не выплачивают PVN из полученной пенсии.
Мы также предвидим различные положительные изменения, которые затронут каждого гражданина Латвии, увеличивая как необлагаемый налогом минимум, так и минимальную заработную плату, поддерживая работающих родителей, а также обеспечивая большую финансовую поддержку программ социальной реабилитации и внесемейного ухода.
В 2025 году минимальная зарплата в стране будет установлена на уровне 740 евро в месяц, что на 40 евро больше, чем сейчас, а самый низкий порог минимального дохода в следующем году составит 166 евро (сейчас он составляет 137 евро).
Правительство согласилось, что получатели родительских пособий, которые решат не брать отпуск по уходу за ребенком, но продолжат работать, в следующем году получат 75% этого пособия вместо нынешних 50%. В настоящее время предлагается установить его сроком на один год. Перед Министерством благосостояния поставлена задача оценить влияние этого повышения на рынок труда, поскольку текущая статистика показывает, что предыдущий шаг — увеличение пособия с 30% до 50% — не привел к увеличению показателей занятости.
Лишь около 30% родителей по-прежнему выбирают это пособие, причем 79% из них являются работающими отцами. Если мы сейчас увидим улучшение ситуации с занятостью, то эти ежегодные 75% могут остаться постоянной нормой.
Мы также предложили увеличить специальное пособие по уходу за детьми-инвалидами с рождения. Мы надеемся, что Саэйма примет это предложение, желательно с поправками.
Кроме того, 4,4 миллиона евро предназначены для оказания услуг социальной реабилитации, в том числе для того, чтобы объем услуг не уменьшался в результате инфляции цен на товары и услуги.
Также планируется продолжить предоставление финансируемых государством услуг детям с расстройствами аутистического спектра.
909 000 евро запланировано на поддержку развития услуг центров поддержки внедомашнего ухода, включая консультации психолога, группы поддержки для приемных семей и опекунов, а также индивидуальные потребности детей, помещенных в приемные семьи и специализированные приемные семьи, на основе оценок специалистов.
Какие предложения Министерства благосостояния не были поддержаны и перенесены на следующий этап формирования бюджета?
-Мы предложили увеличить пособие по уходу за ребенком со 171 евро до 377 евро, пособие при рождении ребенка – до 700 евро. Любая семья, в которой есть новорожденные дети, ждет повышения пособий.
Мы хотели увеличить льготы, связанные с внесемейным уходом. Однако, как я уже сказал, эти инициативы передаются в госбюджеты следующих лет.
Здесь надо сказать, что главное, что нужно для поддержки этих предложений, — это как можно больше поступлений в основной бюджет государства, потому что все эти льготы выплачиваются из основного бюджета, а не из специального бюджета. Людей необходимо убедить в том, что каждый евро, уплаченный в виде налогов, возвращается в виде инвестиций в людей.
«Буря в стакане» возникла из-за перевода процентов 2-го пенсионного уровня на 1-й пенсионный уровень. Действительно, банковское лобби делает все, чтобы не допустить перевода 1%-ных взносов со второго уровня пенсий на первый уровень. Хотя многие этому даже не следуют, давайте посмотрим на 2-й пенсионный уровень с другой стороны – 2-й уровень на данный момент не так выгоден для инвесторов, как предполагалось. Банки изначально обещали хорошую доходность и гарантированный доход, но реальность такова, что доходы «съедает» инфляция. Вместе с финансовым сектором нам предстоит тщательно оценить – если эти фонды не способны приносить прибыль, как мы вообще можем оценивать смысл 2-го пенсионного уровня?
Что необходимо сделать, так это увидеть общую картину пенсионной системы, чтобы, когда вы выйдете на пенсию, размер вашей пенсии был адекватным. Принимая во внимание тенденции экономического роста и демографии, проблемы достаточности рабочей силы, пенсионные уровни 1 и 2 не могут быть оценены в краткосрочной перспективе. Это должна быть долгосрочная стратегия.
Пенсионный уровень 2 был введен более 20 лет назад, и настало время его пересмотреть, чтобы люди могли максимизировать эти сбережения капитала.
В настоящее время вместе с Банком Латвии мы рассматриваем возможные изменения относительно 2-го пенсионного уровня, что и как улучшить, чтобы люди чувствовали себя более уверенно в своих доходах в будущем. Мы не планируем отказываться от 2-го пенсионного уровня или по примеру Эстонии разрешать гражданам тратить средства, накопленные на 2-м пенсионном уровне, до выхода на пенсию. Во многом это еще и вопрос финансовой грамотности людей, с которым после такого решения сталкивается и Эстония. Люди тратили эти деньги сразу, не думая о безопасности в старости.
Однако в случае с Латвией мы думаем, что можно обсудить и другие варианты в случае неблагоприятной финансовой и рыночной ситуации, например, за пять лет до достижения пенсионного возраста капитал 2-го уровня пенсий должен быть переведен в 1-й уровень. Когда Министерство благосостояния разработает конкретные предложения, мы представим их общественности. В настоящее время ведется работа и анализ ситуации.
Пенсионную систему нельзя рассматривать отдельно от демографии. Да, они тесно связаны. Если мы посмотрим на уровень рождаемости, то ситуация во всех странах Балтии очень схожая, а Европа стареет.
Но демографию нельзя рассматривать только через призму рождаемости. Здесь много составляющих — женщины репродуктивного возраста, как стимулировать молодежь к созданию семьи, наличие нянь, дошкольных учреждений, близость к школам, наличие жилья, здравоохранение, экономическая стабильность, геополитическая безопасность, реэмиграция. И эти вопросы не только компетенция Министерства благосостояния.
Правительство посмотрит на демографический план, чтобы мы могли продвигаться вперед по задачам других министерств в соответствии с этим планом – по улучшению демографической ситуации в стране. Не выгода является решающим фактором, почему рождаются дети, а все вышеперечисленное.
Демографии нужен революционный скачок. Этого ждали минимум 20 лет. Нет. Давайте посмотрим правде в глаза. Скорее всего, нам придется задуматься о разумной иммиграционной политике – нам нужно привлечь рабочую силу, которая будет приносить нам пенсии. Польша, Германия так делают.
Если мы примем решение в пользу миграционной политики, нам нужны «мозги», чтобы страна имела как можно большую добавленную стоимость от иммигрантов, потому что речь идет не только о рабочей силе, но и о выгодах в производстве, экспорте, чтобы зарабатывать деньги в основной бюджет государства.