Завершающий полугодие июнь в Латвии показал нулевой рост промышленности, а внутренний валовой продукт (ВВП) удерживается выше нуля с помощью математических манипуляций. Единственная быстро развивающаяся отрасль – государственное управление, — сообщает издание NRA.lv.
«Полугодовые данные показывают исчезновение промышленности и завышенный валовой внутренний продукт», — под таким заголовком издание публикует анализ данных Центрального статистического управления.
Согласно данным ЦСУ, в июне промышленное производство сократилось на 5,5% по сравнению с июнем прошлого года. Спад в промышленности продолжается с июля 2022 года, периодически ускоряясь или замедляясь.
«Превращая цифры, предоставленные статистиками, в картину, мы видим горный склон, по которому камень катится все быстрее и быстрее. Движение камня вниз не изменено, но приукрашивает некоторые моменты, в которых он сталкивается с препятствиями, подпрыгивает вверх и переходит в падение вниз с еще большей скоростью», — пишет издание.
Разбивка июньского снижения в базовой разбивке промышленных секторов составляет -3,8% для обрабатывающей промышленности, -20,4% для энергетики и +7,5% для горнодобывающей промышленности.
Очень быстро снизились показатели обрабатывающей промышленности: производство оборудования, механизмов и рабочих машин — на -26,2%, производство компьютеров, электронного и оптического оборудования — на -18,2%, производство автомобилей и прицепов — на 10,8% и даже производство напитков — на -9,4%.
Не таким вопиющим, но решающим с точки зрения упущенной выгоды стал спад в трех крупнейших по доле обрабатывающих отраслях: производстве готовых металлических изделий -7,2%, производстве древесины и изделий из дерева -3,3% и производстве пищевых продуктов -0,3%. .
Снижение в обрабатывающей промышленности связано с падением внешнего спроса. Ранее спрос поддерживался за счет печатания и размещения евро на счетах жителей Западной Европы, которые покупали латвийские товары. С прекращением этой практики, покупатели стали критичнее относиться к латвийским товарам и отказываются от их покупки.
На фоне снижения вклада промышленности в экономику, государственное управление компенсирует этот недостаток. По данным ЦСУ, в первом квартале этого года ВВП вырос на 0,1% благодаря росту сектора государственного управления на 9,7%. Необходимость укрепления армии и органов национальной безопасности объясняет такой рост. Однако, этот рост заключается в увеличении числа государственных служащих и их зарплат, что стало основным двигателем национального развития.
Расчеты ЦСУ показывают рост валового внутреннего продукта в 1-м квартале этого года на 0,1% только благодаря тому, что
государственное управление стало самой быстрорастущей отраслью в Латвии с приростом +9,7%.
Удобным предлогом для этого повышения является необходимость укрепления армии и органов госбезопасности, но укрепление этих и всех других институтов начинается и заканчивается увеличением числа государственных служащих и повышением их зарплаты. Теперь повышение совокупного вознаграждения государственных служащих (помноженного на количество служащих и их вознаграждение) сделано главной движущей силой развития государства.