Аудит Госконтроля вскрыл шокирующие данные в лечении онкологии

Аудит Госконтроля вскрыл шокирующие данные в лечении онкологии

Расходы на онкологию в Латвии в три раза ниже, чем в среднем по Европе. 

Расходы на здравоохранение В Латвии на одного жителя составляют лишь половину от среднего уровня по Европе, а расходы на онкологию в три раза ниже, чем в среднем по Европе, говорит Дайга Бехмане , руководитель Латвийской ассоциации экономики здравоохранения.  Мнение эксперта публикуем агентство LETA. При этом отмечается, что рост финансирования сектора здравоохранения в Латвии в последние годы выше, чем в среднем по Европе — то есть это финансирование было очень слабым.

Хотя онкология определена как один из приоритетов сферы здравоохранения, расходы семей не снижаются, а продолжают увеличиваться, подчеркнула она. В результате все еще поздняя диагностика создает большое бремя для самой страны, поскольку поздно выявленное заболевание приводит к тому, что многие люди становятся инвалидами, ограничивают трудоспособность или становятся причиной преждевременной смерти. По ее оценке, для обеспечения ценностного и устойчивого лечения онкологических больных необходимы политическая воля, хорошее управление и справедливое финансирование.

Бехмане также указывает, что сама система значительно задержала свое развитие по сравнению с другими европейскими странами — чтобы провести цифровую трансформацию в отрасли, необходимо осуществить приготовления, которые уже были сделаны в других странах 20 лет назад. Также необходимо внедрить комплексные клинические руководства и схемы лечения пациентов, разработанные в Латвии только для определенных заболеваний, провести оценку технологий здравоохранения, определить достижимые клинические показатели, улучшить сотрудничество между задействованным персоналом и определить стандарты данных.

В тоже время директор Ассоциации международных инновационных фармацевтических компаний Владислава Маране отмечает, что в настоящее время в Латвии наблюдается одна из самых высоких неудовлетворенных потребностей в здравоохранении и самые низкие инвестиции в сферу компенсируемых лекарств.

За последние четыре года в Европе одобрено 46 новых лекарств для лечения онкологических больных, в Латвии доступно только восемь из них, а в Евросоюзе страна находится на одном из последних мест.

«В Латвии между регистрацией лекарства в Европейском Союзе и моментом его поступления к пациенту проходит очень большое количество дней, в основном из-за недостаточного финансирования. Исследования показывают, что инвестиции в инновационные лекарства приносят все большую экономическую выгоду, поскольку их обычно нужно использовать в течение более короткого времени и они более эффективны», — подчеркивает Маране.

Меры, реализуемые Минздравом, не обеспечивают раннее выявление онкологических заболеваний и компенсацию необходимых лекарств пациентам.

Проведенная Государственным контролем проверка диагностики и лечения онкологических заболеваний в Латвии пришла к выводу, что список компенсируемых препаратов для лечения онкологических заболеваний лишь частично соответствует международным клиническим рекомендациям и государство оплачивает базовую терапию и лечение лишь по части диагнозов.

Госконтроль  утверждает, что ежегодный профилактический осмотр у семейного врача – это первая упущенная возможность. Семейный врач обязан проводить профилактический осмотр взрослых один раз в год, который полностью оплачивается из государственного бюджета. Однако с 2017 по 2021 год такие тесты прошли в среднем лишь 14% взрослых, и их доля с каждым годом снижается. 

По итогам проверки сделан вывод, что вторая неиспользованная возможность – это организованный государством скрининг для раннего выявления онкологических заболеваний. В Латвии проводятся четыре вида скрининга рака – шейки матки, молочной железы, кишечника и простаты. Хотя анализ данных, проведенный в ходе проверки, также подтверждает тот очевидный факт, что онкологические заболевания на ранних стадиях чаще выявляются у пациентов, ранее прошедших скрининг, реакция пациентов низкая – она значительно отстает от показателей, запланированных Минздравом и рекомендовано европейскими рекомендациями.

«Зеленый коридор» также не работает в реальности, заключила проверка. Минздрав в 2016 году ввел «Зеленый коридор», чтобы пациенты с подозрением на онкологическое заболевание могли получить необходимые для диагностики оплачиваемые государством медицинские услуги в первоочередном порядке – вне общей очереди и максимум в течение 10 рабочих дней.

Однако только 25% пациентов получили услуги в течение 10 рабочих дней, а средний срок от обращения к семейному врачу до постановки диагноза составляет 195 дней вместо запланированных 65 дней, или в три раза дольше.

Также, было установлено что не отслеживается и не анализируется последовательность получения услуг в рамках пост-скрининга. В ходе проверки установлено, что некоторые пациенты не прошли оплачиваемые государством постскрининговые обследования, когда это было необходимо. В таких случаях скрининговые тесты и использованные для них ресурсы оказались напрасными.

Хотя онкология является одним из приоритетных направлений здравоохранения, Минздрав не планирует финансирование возмещения расходов на приобретение лекарств в соответствии с потребностями онкологических больных, и ни сфера здравоохранения, ни онкологические больные не могут рассчитывать на стабильное дополнительное финансирование в долгосрочной перспективе.

Хотя меры по увеличению финансирования компенсации лекарственных средств для лечения онкологических заболеваний и принимаются, оно не выделяется в плановом порядке.

План улучшения медицинской помощи в сфере онкологии на 2022-2024 годы остается без полного финансирования.

Также Госконтроль утверждает, что цены на компенсируемые лекарства для лечения онкологических заболеваний в Латвии самые высокие в странах Балтии.

К цене производителя прибавляются оптовые и аптечные наценки, рассчитанные по определенным формулам, а также применяется НДС в размере 12%.

В ходе проверки сделан вывод, что не все онкологические диагнозы лечатся в соответствии с международными клиническими рекомендациями, поскольку при сравнении медикаментозной терапии, оплаченной государством и назначенной в международных руководствах по лечению 11 распространенных онкологических диагнозов, установлено, что практически во всех случаях лечение, оплачиваемое государством, является неполным или неадекватным и неэффективным.

Из 11 диагнозов, включенных в выборку аудита, только рак яичников и неметастатический рак кишечника лечатся в соответствии с рекомендациями в Латвии. Кроме того, хотя очевидно, что при всех диагнозах рака предусмотрены компенсируемые лекарства, в Латвии лишь 39% пациентов обеспечены базовой терапией, 35% — последующим лечением, в то время как базовая терапия, так и последующее лечение полностью обеспечены только для 27% диагнозов.

Кроме того, перечень не имеет рациональной связи с возмещением расходов на лекарства в индивидуальном порядке. Например, если при конкретном онкологическом диагнозе в перечень включены препараты, которые вообще не используются для лечения, или если при соответствующем диагнозе назначены препараты, но конкретному пациенту с таким диагнозом не предоставляется право на возмещение стоимости лекарств из-за особых ограничений по рецептам, установленных Национальной службой здравоохранения, пациенту отказывают в возмещении стоимости покупки лекарств также в индивидуальном порядке.

В Латвии онкологические заболевания относятся к заболеваниям, подлежащим обязательному учету – информация о пациентах для статистических целей собирается в регистре пациентов.

Чтобы данные об онкологических больных использовались шире, в 2022 году начали создавать новый Раковый регистр, возложив ответственность за него на Национальную службу здоровья и ООО «Rīgas Austrumu klinika universitesi slimnīca» (RAKUS) и выделив финансирование в сумме около 1,6 миллиона евро.

Однако аудиторам не удалось получить информацию о плане управления проектом по созданию нового онкологического регистра. Аудиторы  утверждают, что дальнейшие перспективы нового проекта «Ракового регистра» в ходе проверки остались неясными.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •