Генпрокурор призывает задуматься о еще более жестких санкциях для нетрезвых водителей.
Если количество водителей, садящихся за руль в состоянии сильного опьянения, не уменьшится, то для улучшения ситуации необходимо подумать о еще более жестких санкциях, заявил во вторник в подкомитете Сейма по уголовному праву и пенитенциарной политике генеральный прокурор Юрис Стуканс.
В ноябре прошлого года вступили в силу поправки в Уголовный закон, которые предусматривают уголовную ответственность за управление транспортным средством или обучение вождению транспортного средства, если концентрация алкоголя, обнаруженная в выдыхаемом воздухе или анализе крови, превышает 1,5 промилле. Также предусмотрена уголовная ответственность за управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения.
За управление транспортным средством или обучение управлению транспортным средством, если обнаруженная при пробе концентрация алкоголя в крови превышает 1,5 промилле, либо за управление транспортным средством или обучение управлению транспортным средством под воздействием наркотических, психотропных, токсичных или иных одурманивающих веществ может быть применено лишение свободы на срок до одного года, либо временное лишение свободы, либо пробационный надзор, либо общественные работы, либо штраф с лишением водительских прав на пять лет.
Закон также предусматривает, что транспортное средство конфискуется, если владелец управлял им в состоянии алкогольного опьянения или отказался пройти проверку на наличие одурманивающих веществ. В случаях, когда транспортное средство, управляемое в состоянии опьянения, принадлежит другому лицу, с виновного лица взыскивается полная или частичная стоимость транспортного средства.
Полицейская статистика свидетельствует, что полиция каждый день задерживает около десяти водителей за вождение в нетрезвом виде, а наложенные до сих пор штрафы, а также конфискация автомобиля существенно не уменьшают это нарушение, утверждает Стуканс.
Генпрокурор напомнил, что одно время в Латвии действовала административная ответственность за вождение в состоянии алкогольного опьянения, когда к водителям могли быть применены сразу три санкции — административный арест, штраф и лишение прав. Позже Латвия отказалась от административного ареста.
Учитывая вышеизложенное, Стуканс предлагает рассмотреть вопрос о внесении поправок в Уголовный закон, которые предусматривали бы фактически во всех случаях для водителей в состоянии сильного опьянения налагать лишение свободы, а кроме того, лишение прав и штраф. «Чтобы предусмотреть такую ответственность, когда фактически во всех случаях применяется наказание в виде тюремного заключения, например, 15 дней или месяц, оно будет оцениваться в каждом случае. Также наше предложение — отказаться от части альтернативных наказаний», — подчеркнул Стуканс.
Если депутаты не готовы поддержать такое предложение, то Генпрокуратура предлагает установить минимальный предел наказаний.
Стуканс заявил, что в настоящее время должны существовать особые условия и мотивация, по которым лица, управляющие автомобилем в нетрезвом состоянии, должны быть приговорены к тюремному заключению вместо альтернативных наказаний.
Также генпрокурор обосновал жесткость санкций тем, что в Латвии больше всего осуждают за мелкие кражи, на втором месте — вождение в нетрезвом виде.
Из-за нехватки времени подкомиссия не обсуждала строгость наказания для нетрезвых водителей, однако, как подчеркнул руководитель подкомиссии Андрей Юдинс, существующие правила явно требуют совершенствования, поэтому он пригласил Министерство юстиции обсудить это предложение, и депутаты также выразили готовность подключиться к этой работе.
Индра Айзупе, директор Департамента уголовного права Министерства юстиции, заявила, что с момента вступления в силу поправок в Уголовный закон в прошлом году в судах было завершено 35 уголовных дел, из которых только два дела закончились тюремным заключением пьяных водителей. В этом году постановлением прокурора о наказании за шесть месяцев завершено 481 дело. В пятой части случаев назначался штраф, в остальных — общественные работы.