В супермаркетах на многие товары, произведенные в Латвии, наценка непропорционально высока.
В интервью агентству LETA председатель правления Совета сотрудничества сельскохозяйственных организаций (LOSP) Гунтис Гутманис высказал мнение, что для магазинов можно было бы ввести регулятор, который контролировал бы размер наценок на товары и в случаях, когда наценка завышена, взимал бы дополнительный налог.
Гутманис напомнил слова министра сельского хозяйства Дидзиса Шмитса о том, что на некоторые местные продукты наценка составляет 70%, есть и 150% — до 300%. » Оно и понятно, сказал эксперт, — мы живем в рыночной экономике, но то, что министр упомянул о наценке в 300% на один продукт питания в двух крупных сетевых магазинах, это толком никто не объясняет». Гутманис подчеркнул, что между производителями и магазинами заключены договоры, которые являются коммерческой тайной.
При этом в качестве примера он привел продажу молочных продуктов.
Гунтис Гутманис
«В настоящее время система устроена так, что магазин знает, за сколько он может продать один пакет молока, магазин сообщает переработчику, что он может купить пакет молока по определенной цене, переработчик в свою очередь понимает, сколько ему обойдется произвести один пакет молока, а остаток — это то, сколько он может заплатить фермеру за молоко. Эта цепочка должна начинаться с другого конца. Производитель молока должен сказать, сколько молока он может произвести, добавить свою прибыль и отдать ее на переработку, переработка перерабатывает, а магазин продает, каждый из них берет небольшой процент, который зарабатывает честно», — сказал глава ЛОСП.
Гутманис также отметил, что существуют проблемы с количеством местных продуктов на полках магазинов. «Например, молочные продукты, овощи, фрукты — у нас очень большой импортный ассортимент. Я был в магазинах и в Литве, и в Эстонии и не видел упаковки латвийского молока ни в одном из магазинов двух крупных сетей, тогда как в Латвии в обеих сетях магазинов латвийское производство молока составляет примерно треть, я могу купить производство Литвы, Эстонии и Польши. Латвийского молока нет ни в одной соседней стране», — сказал Гутманис.
Он также указал, что производители публично не жалуются на это, потому что не хотят терять свое место в супермаркетах. «Все очень просто — ни от одного производителя, переработчика вы не услышите ни слова на эту тему, потому что он боится, что его завтра не будет в этой сети супермаркетов. Для производителя это вопрос выживания, потому что они должны быть в цепочках, там самая большая продажа товара», — сказал председатель правления ЛОСП.
Он сообщил, что Совет по конкуренции также обращался к аграриям по этому вопросу. «Публично об этих вопросах никто не говорит, но мы договорились, что если будут какие-то нарушения конкуренции или недобросовестная торговля, мы сообщим об этом в Совет и они это проверят. Публично эти вопросы не обсуждаются именно по той причине, что все переживают, что на следующий день этих магазинов в сетях уже не будет», — сказал Гутманис.
Он также привел в пример Ирландию, где начались дискуссии об изменении восприятия супермаркетов, приравнивании их к инфраструктуре, объединяющей производителя и конечного потребителя.
«Для магазинов можно было бы ввести регулятор, который бы определял наценку на товар. Если наценка слишком высокая, то он будет облагаться дополнительным налогом. В условиях рыночной экономики, в которой мы живем, это неправильно, но если я вижу, что продукт питания может иметь наценку 300%, то сама по себе концепция неплохая и, может быть, нам следует двигаться к чему-то подобному. Если бы все было в порядке, если бы в магазинах продавались местные продукты и наценки были в пределах разумного — 20-30% — тогда бы мы ничего не говорили, но примеры очень плохие, чего, к сожалению, мы не можем сказать это публично. Это не облегчает сотрудничество с магазинами.»