Посол США в Латвии Кристофер Робинсон рассказал о том, почему его выслали из России, о цветах от латвийских болельщиков, о строительстве забора на границе с Россией, о новом железном занавеcе, о сравнении Латвии со странами Африки, о латвийских женщинах-пилотах, о хороших и плохих русских, отключении от российской энергии и новых закупках вооружения.
Посол дал большое интервью информационному агентству LETA. Публикуем самые интересные отрывки.
О целях США в Латвии на ближайшие сто лет
Чтобы мы могли противостоять российской агрессии и чтобы у Латвии было безопасное и процветающее будущее в ближайшие 100 лет.
Если посмотреть на углубление экономического партнерства, энергетическую безопасность, зеленый переход, повышение конкурентоспособности Латвии, чтобы сделать Латвию интересной для иностранных инвесторов, и, конечно же, продолжение отличной работы в области борьбы с коррупцией, — в этом смысле прогресс Латвии огромен, если сравнивать, например, с 2018 годом.
Третье направление, о котором мы думаем, — это укрепление наших обществ, чтобы они были более устойчивыми и способными противостоять российской агрессии. Это означает работу в направлении инклюзивных обществ, развитие человеческих связей между нашими странами. На прошлой неделе мы оценили наши программы обмена, в которых смогли принять участие сотни людей со всей Латвии, тем самым укрепив наши связи.
Безопасность — это больше, чем просто танки. Важны как экономическая безопасность, так и взаимодействие с местными сообществами, и нам необходимо работать над всеми этими аспектами одновременно, выстраивая наше партнерство. Конечно, война на Украине показывает каждое из этих трех основных направлений в весьма специфическом свете. Но наш подход шире, и я буду работать над развитием нашего партнерства в течение следующих нескольких лет.
О планах НАТО в Латвии
Приближается саммит НАТО, поэтому о конкретных вещах, которые там будут решаться, говорить рано. Но ясно, что мы продолжим укреплять наши силы обороны и сдерживания с большой решимостью. С точки зрения двусторонних отношений очень важно, что наш президент неоднократно подтверждал нашу готовность защищать каждый клочок территории НАТО. А для Латвии я могу только еще раз повторить, что мы полны решимости.
Мы также привержены продолжению нашего ротационного военного присутствия в вашей стране. Мы сохраним это присутствие как постоянное. Я сам побывал на белорусской границе вместе с генералом Пуятcом и Пограничной службой, был в Лиелварде, Лиепае и Валмиере. Только в этом месяце пройдет одно из крупнейших военных учений «Балтопс», где мы вместе с Латвией будем работать над повышением ее возможностей.
Между тем, Латвия также инвестирует в покупку нового оружия, которое, среди прочего, позволит латышам и американцам более успешно работать вместе, тем самым углубляя наше двустороннее партнерство, но, конечно, также поможет укрепить наши общие позиции НАТО.
Мы очень серьезно относимся как к нашему двустороннему партнерству, так и к присутствию здесь НАТО. На мой взгляд, латыши могут чувствовать себя в безопасности и уверенно. И международное сообщество также может быть уверено, что мы будем твердо стоять на стороне Латвии, чтобы защитить ее границы и всю территорию НАТО.
О покупке нового оружия
— Как развиваются запланированные процессы закупок вооружений, таких как противокорабельные ракетные комплексы или HIMARS?
-Правительство Латвии сообщило о своем намерении, и мы работаем над осуществлением этих закупок. Не только в этих областях, например, мы только что помогли Латвии завершить закупку вертолетов «Black Hawks» в Лиелварде. Они предоставляет Латвии столь необходимые возможности как для поисково-спасательных операций, так и для других видов деятельности.
Это только в дополнение к нашим программам обучения и другим партнерским мероприятиям, которые мы проводим. Я думаю, что латвийское правительство приняло очень мудрые решения относительно инвестиций в оборонную сферу. Конечно, инвестиции в оборону, национальные силы обороны и системы вооружений создают серьезные проблемы для латвийского бюджета. Однако таким образом Латвия сможет не только защищаться, но и более успешно сотрудничать с подразделениями других стран НАТО. Я думаю, что это очень умные решения.
В некоторых закупках страны Балтии работают вместе, тем самым посылая четкий сигнал не только своим гражданам, но и Москве — вместе мы сильны.
Я понимаю, что латыши в первую очередь ждут от нас сотрудничества в сфере безопасности, и мы относимся к этому серьезно… Все это будет продолжаться. Однако мы подчеркиваем, что это сотрудничество в области безопасности — это гораздо больше, чем просто танки и ракеты.
О строительстве забора на границе
-Я побывал на границе и увидел, что строительство идет в очень сложных условиях. Но перед Латвией стоит непростая задача, потому что Москва и Минск пытаются использовать беженцев как оружие для дестабилизации Латвии и проведения против нее провокаций.
Мы стремимся содействовать укреплению безопасности Латвии, в том числе и безопасности ее границ. В общем, это серьезный вызов, над которым нам всем нужно работать, но Латвия уже сделала некоторые разумные инвестиции на границе, а мы готовы продолжать наше сотрудничество по защите границ Латвии, и мы будем это делать.
О железном занавесе c Россией
-Мы не хотим говорить о таких вещах, как новая холодная война или железный занавес, которые Латвия прекрасно понимает, а также о последствиях, которые это на самом деле означает. Более того, Латвия давно предупреждала об угрозах, исходящих от России всему трансатлантическому сообществу — и нам следовало прислушаться к этим предупреждениям намного раньше.
Теперь мы продолжим совместную работу по решению всех вопросов безопасности, будь то безопасность границ, кибербезопасность, энергетическая безопасность и, конечно же, военная безопасность.
Об отказе от российских энергоносителей
-С точки зрения энергетической безопасности выделяется несколько вопросов, тесно связанных друг с другом. Я должен похвалить руководство Латвии, которое хорошо понимало последствия отказа от российских энергоносителей, но также понимало, насколько важен такой шаг для европейской и трансатлантической безопасности.
Это был мощный шаг к отключению от российской энергосистемы, что сделало наши сообщества менее уязвимыми перед попытками Москвы использовать энергию в качестве оружия. У Латвии также есть много преимуществ, таких как способность хранить природный газ, потенциал гидроэнергетики и биомассы для производства электроэнергии.
Лиепая – место, где рождается ветер. Здесь имеется огромный потенциал для использования ветра и других возобновляемых ресурсов. Мы смотрим на энергетическую безопасность и зеленый переход одновременно. Думаю, здесь есть много возможностей для продолжения нашего сотрудничества.
Мы продолжаем поддерживать Латвию и другие страны Балтии в их усилиях по отключению от сети BRELL (круг электроснабжения России и Белоруссии), как только это станет практически возможным. Если будут инвестиционные возможности в этой сфере, я очень надеюсь, что правительство об этом четко проинформирует, так как оно продолжает работать над деталями энергетической политики…
Об угрозе ядерных ударов со строны российской пропаганды
-Прежде всего, следует подчеркнуть, что мы решительно осуждаем безответственное поведение России в использовании такой ядерной риторики. Во-вторых, мы никоим образом не изменили свою позицию по ядерным вопросам. Мы продолжаем поддерживать международный, многосторонний контроль над вооружениями.
Как ответственная ядерная держава, мы готовы действовать ответственно. Мы не изменили эту позицию.
Если Россия хочет вернуться к серьезному диалогу, мы держим эту дверь открытой. Но никакого интереса к ней мы не наблюдаем, как не видим и изменений в поведении России.
Мы отвергли и осудили их безответственную риторику, продолжая при этом дискуссии в рамках НАТО, чтобы убедиться, что мы готовы сдерживать и защищаться.
О русскоязычных СМИ в Латвии и русском языке
-Я думаю, что здесь есть два основных вопроса. Как американец, я говорю о них очень уважительно. Через несколько недель после прибытия в Ригу я посетил Латвийский музей оккупации. Когда вы видите карты фильтрационных лагерей, когда видите усилия Советской России по уничтожению латышской культуры, языка и самобытности, то вы очень хорошо понимаете и поддерживаете необходимость защиты латышей и латышского языка, истории, культуры и очень богатых традиций.
Но, конечно, нам нужно найти способы совместной работы по противодействию дезинформации. Большая часть этого процесса заключается в том, чтобы говорить правду, ясно выражать свои мысли.
В некоторых случаях мы также продолжаем общаться на русском языке, потому что считаем важным, чтобы наши сообщения доходили до всех аудиторий, до всех латвийцев. Мы не хотим создавать поле для дезинформации. Показатели Латвии очень высоки, и мы многому научились у Латвии. Мы стремимся противостоять дезинформации и лжи.
Важно опровергать ложь и говорить правду. Это то, что вы — СМИ — делаете каждый день, наблюдая за правительствами, чиновниками, а также посольствами, чтобы они не отклонялись от принятой ими политики. Это жизненно важная работа, которая помогает нам создавать сильные, устойчивые и инклюзивные общества.
Как мы достигнем общественности, чтобы сказать им правду? Как нам попасть в эти маленькие замкнутые круги? В Латвии это так же важно, как и в США. И это моя задача как дипломата – найти способ достучаться до всех слоев латвийского общества и убедиться, что наше сообщение будет услышано, что мы донесли нашу политику.
О хороших и плохих русских
-Вы работали в России и хорошо знаете русских. Как вы оцениваете наш скептицизм в отношении так называемых хороших русских?
-Да, в 2018 году меня выслали из России. Во многом потому, что мы критиковали Россию за то, что она делала и делает со своим народом, в том числе за применение запрещенного химического оружия.
Еще до начала войны и еще раз сразу после нее наш президент Джо Байден четко подчеркивал, что мы не воюем с русским народом, они живут в тоталитарном и все более авторитарном режиме.
Это напрямую связано с вопросом, почему нам важно общаться с народом России. Их собственное правительство лжет им. Им нужно знать правду о том, что происходит в Украине, как действия президента Владимира Путина стали причиной стратегической катастрофы для Москвы и отбросили развитие страны, предположительно, как минимум на поколение.
Как мы можем донести эту истину до народа России? Вот почему я похвалил Латвию за то, что она принимает у себя российских журналистов. На мой взгляд, это подтверждает решимость Латвии защищать основные свободы и права человека. Наша безопасность — это не только военная безопасность, это ценности, это архитектура, которую мы построили для защиты этих ценностей.
Латвия понимает, что происходит, когда мы отказываемся от этих ценностей или когда им угрожают внешние силы. Понимает необходимость защищать их. Поэтому я рад, что Латвия создала безопасную среду для российских журналистов, и, на мой взгляд, это подтверждает понимание Латвией того, что на самом деле означают война на Украине и путинские репрессии против собственного народа.
Я думаю, что такой шаг – еще один повод восхищаться Латвией, и поэтому я рад быть здесь.
Об ударах Украины по территории России
-США по-прежнему считают, что украинская армия не должна наносить удары по территории России, или эта позиция изменилась?
-Одно совершенно ясно — мы будем поддерживать Украину столько, сколько это необходимо. Совершенно ясно, что это вторжение было незаконной, несправедливой агрессивной войной, Москва совершала различные зверства, преднамеренные нападения на мирных жителей, даже на больницы — это трагедия чрезвычайно больших масштабов.
Никто из нас не думал, что столкнется с чем-то подобным в своей жизни. Поэтому я должен еще раз повторить — мы есть и будем вместе с Украиной, поэтому Москва должна понять, что у нее не получится, она не сможет победить.
Совсем недавно мы объявили о новой программе помощи, которая включает дополнительное вооружение и боеприпасы, чтобы помочь Украине защитить себя.
Как сказал Байден, победа в войне — это способ вывести Россию из Украины. Но я должен четко сказать — мы не поддерживаем нападения на российскую территорию, но в то же время мы должны помнить, кто начал эту войну — это была Москва; кто зверствует — это Москва, поэтому только Москва несет ответственность за сложившуюся на данный момент ситуацию.
И именно Москва может положить конец этой войне уже сегодня. Для этого даже не нужны такие сложные процессы, как переговоры, Москва может просто остановить эту войну агрессии и преступности, и мы призываем Москву к этому.
Об отношении американцев к расходам на помощь Украине
-Незадолго до отъезда в Латвию у меня были обширные консультации в нашем Конгрессе. Я думаю, что обе стороны явно поддерживают потенциал сдерживания и обороны НАТО и стран Балтии. Соединенные Штаты прекрасно понимают глубину наших исторических связей с тремя странами Балтии.
Если говорить о поддержке Украины, то нужно сказать, что практически в любом городе или поселке США вы увидите украинские флаги. Думаю, мы хорошо понимаем, о чем идет речь. Речь идет о хулигане, который пытается подчинить себе другую страну и разрушить ее идентичность. Американцы это не поддерживают.
Дебаты по внешней политике являются важной частью здоровой демократии, но ничто не должно быть неверно истолковано, когда эти вопросы обсуждаются в нашем Конгрессе или в контексте предстоящих выборов. Дебаты — это процесс разработки политики, который, как я считаю, ведет к более сильной, ясной и понятной политике, которая может пользоваться общественной поддержкой. Это никоим образом не снижает уверенности в том, что США будут поддерживать Украину столько, сколько потребуется.
Об опыте Латвии для Африки
-Если говорить о глобальном единстве, то из него выпадают некоторые регионы, например, так называемый глобальный юг. Как мы позволили России иметь такое влияние во многих странах Южного полушария?
-У Москвы очень давние партнерские отношения с этими странами. Москва также использовала пропаганду, чтобы создать впечатление, что это не агрессия, а война против колониализма, которое вообще не имеет под собой никаких оснований. Мы также видим, что некоторые из этих стран непосредственно пострадали от войны с ростом цен на энергоносители или зерно.
Мы, Латвия и ЕС все работаем вместе, чтобы нейтрализовать эти последствия, но мы должны еще раз повторить — ответственность за это несет Россия. Нам также необходимо вместе противодействовать дезинформации на юге Африки и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где опыт взаимодействия с Россией может быть совсем другим.
Я думаю, что здесь был бы полезен и большой опыт Латвии – вы пережили сотни лет господства иностранных держав, но сумели восстановить свою независимость, защитить свою культуру, даже если заплатили за это высокую цену.
Вам есть что рассказать другим странам о том, что на самом деле означает война в Украине. Я думаю, что ваш голос очень сильный.
Считаете ли вы латышей и американцев единомышленниками?
-Да, конечно. Мы всегда говорим о стратегическом партнерстве, военном сотрудничестве, НАТО или ЕС. Однако мы разделяем гораздо больше. У нас настоящая дружба, настоящее партнерство, чего нельзя сказать о каждой стране. По мере приближения Праздника песни вспоминается наше обширное сотрудничество в области культуры – на фестиваль приедет много хоров и из США. Между нашими правоохранителями налажено широкое сотрудничество, существуют программы обмена между вузами, медицинскими учреждениями и т.д. Наше партнерство глубокое и широкое, нам просто нужно сделать так, чтобы оно продолжалось.
Мы наблюдали, как 100-летняя история для латышей начиналась с большим оптимизмом, а потом закончилась страшной трагедией – Второй мировой войной и советской оккупацией, депортациями, убийствами и репрессиями, а Латвия вновь обрела независимость и стала только сильнее. Я хочу пожелать, чтобы следующие 100 лет были ещё успешнее.
О цветах от латвийских болельщиков и женщинах-пилотах
-…Латыши встречают нас везде так хорошо. Не говоря уже о болельщиках, пришедших к посольству с цветами после хоккейного матча. Везде большие эмоции, будь то посещение студентов в Валмиере, наслаждение ростом Лиепаи или посещение молодых пилотов в Лиелварде. Кстати, были и женщины-пилоты, которые учились управлять вертолетами Black Hawk. Там мы видим максимально возможный уровень профессионализма, навыков и квалификации.
Это будущее Латвии, и это очень вдохновляет. Я тронут тем, как Латвия защитила и укрепила свою культуру и историю. Я действительно счастлив быть здесь.