Хосписные услуги должны стать фундаментальной частью медицины, подчеркнул в среду на первом дискуссионном форуме хосписной помощи «Право на достойную смерть» заведующий отделением паллиативной помощи Рижской Восточной клинической университетской больницы (РВКУБ) доктор Вилнис Сосарс.
Медик признал, что во время пандемии Covid-19 люди не ходили на обследования, пропускали ранние обследования и в настоящее время обращаются за помощью в состоянии запущенного заболевания. Он пояснил, что паллиативная помощь не похожа на стабильную кривую, она изменчива, потому что пока человек получает ее, его состояние может меняться от лучшего к худшему и наоборот.
Сосарс указал, что акцент на качестве жизни может быть сделан только тогда, когда будет налажена система паллиативной помощи, то есть путем включения обучения, изменения отношения, практического подхода и повышения уровня информированности и эмпатии в обществе. Прискорбно, что в Латвии не развита служба хосписной помощи, хотя национальная программа была написана много лет назад, говорит медик.
Для налаживания системы должны сотрудничать врачи, Министерство здравоохранения, Министерство благосостояния, а также юристы. Пациенты хосписов нуждаются в постоянном уходе, должны быть устранены любые симптомы, улучшена коммуникация персонала с пациентами и их родственниками.
«Если мы сможем развивать уже зарекомендовавшие себя структуры, это станет дополнительной ценностью. Отделение в РВКУБ — это только один островок, и всю Ригу ему не принять. Хоспис послужит источником для развития будущих структур, которые в Латвии станут фундаментальным компонентом медицины», — изложил свое видение заведующий отделением паллиативной помощи.
Хоспис — завершающий этап паллиативной помощи, когда ожидаемый срок жизни не превышает шести месяцев.
Соучредитель фонда Hospiss LV Илзе Зосуле пояснила, что хосписная помощь распространяется на любого человека — новорожденных, детей любого возраста и взрослых. Оценивая, почему такая услуга до сих пор не развита в Латвии, она указала, что, вероятно, виновата историческая стигматизация. А именно, во время советской оккупации нивелировалась ценность человеческой жизни.
Второй причиной является общий уровень медицинского обслуживания. В то время, когда в других областях медицины много нерешенных вопросов, было бы неэтично иметь очень хорошо развитую хосписную помощь на фоне отстающих остальных. Зосуле подчеркнула, что хосписная помощь должна развиваться вместе с остальными отраслями медицины.
Кроме того, в Латвии до сих пор не было организации, которая говорила бы об этой проблеме, отметила она.
Супруга президента, медик Андра Левите отметила, что часто родственникам пациента требуется помощь не только в момент ухода человека из жизни, но и какое-то время после его ухода. В настоящее время люди все реже провожают близких, которые стареют и умирают дома, и тому есть разные причины. Например, несколько поколений уже не живут вместе, современные условия труда требуют мобильности, браки распадаются, а социальные сети пропагандируют культ молодости. Кроме того, согласно мировой статистике, большинство неизлечимо больных составляют женщины, отметила Левите.
«Во время пандемии женщины взяли на себя обучение детей параллельно с повседневными обязанностями, и даже сейчас, если возникает необходимость, до выгорания ухаживают за мужьями, свекровями. Женщины могут все, но было бы хорошо, если бы им не приходилось делать все самим», — подчеркнула супруга президента.
Тем временем супруга президента Мальты Мириам Велла сообщила, что хоспис на Мальте — это неправительственная организация, основанная 34 года назад с целью оказания бесплатной паллиативной помощи неизлечимо больным людям, страдающим онкологическими, различными сердечно-сосудистыми, двигательно-невротическими и другими заболеваниями.
Каждый год многопрофильная команда хосписа Мальты оказывает помощь 1300 пациентам и их семьям. Пациентам предоставляется бесплатная аренда медицинских приборов, услуги по уходу на дому, дневная терапия, водолечение в нерабочее время и по запросу, поддержка в связи с утратой близкого человека, летний лагерь для детей и услуги по транспортировке пациентов.
По словам Веллы, в команде около 50 сотрудников, которым помогают около 250 волонтеров. Услуги хосписа на Мальте будут расширяться.
Левите отметила, что Латвии нужны чуткие, понимающие ситуацию люди. По ее мнению, для паллиативной помощи нужен врач, который помогает в случае необходимости, но при этом готов оставаться в стороне. Например, умирающему человеку не нужны регулярные анализы или подъем в шесть утра, чтобы узнать, какая у него температура тела.
«Здесь нужна человечность, и я не знаю, можно ли все решить деньгами. Если у медика не развита эмпатия, то, возможно, паллиативная помощь — не подходящее для него место работы», — отметила Левите.