Пятилетняя выживаемость онкологических больных в Латвии на 12% ниже, чем в среднем по странам Европейского союза (ЕС), сообщила агентству LETA заведующая онкологической клиникой Клинической университетской больницы им. Паулы Страдиня и председатель Правление Латвийской ассоциации онкологов и химиотерапевтов Айя Гериня-Берзиня.
Она указала, что в онкологии существует взаимосвязь между такими показателями, как финансирование, пятилетняя выживаемость, доступность лекарств и смертность. Хотя в Латвии таких данных нет, по данным европейских исследований доказана сильная корреляция между наличием лекарств и выживаемостью больных раком.
В Латвии эта продолжительность жизни на 12% ниже, чем в среднем по странам Евросоюза. Это означает, что шансы латвийских женщин прожить эти пять лет на 12% ниже, чем у пациенток из ЕС. По сравнению, например, со Скандинавией разница составляет целых 21%, объясняет Гериня-Берзиня.
Также смертность от рака в Латвии выше, чем в других странах Балтии, не говоря уже о других странах Европы. С другой стороны, по доступности лекарств мы на последнем месте среди стран Балтии, а среди европейских стран делим это последнее место с Румынией.
Гериня-Берзиня призналась, что система компенсации лекарств в стране очень обременительна. Часто инновационному лекарству требуется пять-семь лет, чтобы получить свою компенсационную линейку, а в Германии, например, наличие новых лекарств для лечения обеспечивается в течение месяца-полтора. Стоя в длинной очереди на компенсацию, часто за эти пять лет в рекомендациях по конкретному показанию уже есть совсем другой препарат, более эффективный.
Онколог указала, что речь идет о том, насколько гибкой является система компенсации лекарств в Латвии, чтобы «мы не отставали от европейского уровня». Она хотела бы, чтобы специалисты привлекались к составлению необходимого списка компенсируемых противоопухолевых препаратов.
Онколог напомнила, что в этом году на лекарства в области онкологии было выделено 20 миллионов евро, что до сих пор является самой большой суммой, выделенной для онкобольных. Однако при таком финансировании можно обеспечить инновационной терапией только четверть пациентов, в том числе больных раком молочной железы. Для остальных 75-80% он недоступен, и тогда различные благотворительные организации, такие как Ziedot.lv, пытаются восполнить этот «пробел».
«Благодаря деньгам, пожертвованным этими организациями, небольшому количеству больных раком молочной железы удается прожить дольше, но благотворительные организации не могут «латать» дыры в нашей национальной медицинской системе. Финансирование лекарств нужно планировать с ежегодным увеличением, думая о том, как получить его дополнительно», — сказала онколог.
Она выразила обеспокоенность тем, что из-за влияния мировых экономических и политических событий доступность противоопухолевой терапии для латвийских пациентов может пострадать и в наступающем году.
С другой стороны, говоря о приоритетах в контексте рака молочной железы, Гериня-Берзиня подчеркнула важность ранней диагностики и скрининга. В настоящее время охват скринингом в Латвии все еще очень низок, а это означает, что не все женщины, получившие приглашение на бесплатную маммографию, пользуются им. Только около 45% женщин используют эту опцию, во время пандемии COVID-19 их было 38%, но цель — достичь охвата 99%.
Она сообщила, что с июля текущего года введен двойной контроль маммографического обследования, когда маммографию оценивают два специалиста, чтобы не пропустить небольшие опухоли. Однако для того, чтобы более успешно контролировать процесс скрининга и помогать семейным врачам, необходимо создать отдельное скрининговое подразделение или структуру для координации этого процесса.