Пик инфляции в Латвии может быть достигнут осенью, сообщили агентству LETA банковские аналитики, комментируя опубликованные в пятницу данные об изменении потребительских цен в июне.
Макроэкономический эксперт SEB banka Дайнис Гашпуйтис сообщил агентству LETA, что волна инфляции продолжает накатываться на Латвию, создавая все более сложные условия для экономического роста. Это большой вызов для населения, ведь такой высокой инфляции не было с начала 90-х годов, когда экономика переживала период амбициозных перемен. Уровень инфляции в остальных странах еврозоны, хотя и ниже, чем в странах Балтии, достиг самого высокого уровня за многие десятилетия.
«В настоящее время можно наблюдать достаточно разные прогнозы инфляционных тенденций. Это понятно, потому что неопределенность очень высока. Вероятно, пик инфляции придется на осень. В следующем году темпы замедлятся, что означает, что достигнутый уровень цен продолжит расти, но медленнее. Это будет определяться экономическим ослаблением роста и последующими изменениями в потреблении и в первую очередь динамикой цен на энергоносители и продукты питания», — сказал Гашпуйтис.
Он также упомянул, что зимой возможен резкий рост цен на энергоносители, если в Европе возникнет острая нехватка газа.
Также Гашпуйтис отметил, что уже в следующем году темпы инфляции могут начать снижаться, будут ощущаться второстепенные факторы, поэтому повышенная инфляция сохранится и еще негативно скажется на покупательной способности населения.
При этом он подчеркнул, что есть и сценарии, при которых инфляция может скорректироваться быстрее, в том числе в сторону понижения. «В первую очередь это связано с развитием мировой экономики, которая будет определять спрос на товары и услуги. На данный момент проявляются определенные положительные черты, такие как снижение цен на пшеницу, что может свидетельствовать об уменьшении ценового давления на Индекс цен на продовольствие.
ФАО в июне снизился на 3,7 пункта, или 2,3%, до 154,2 пункта по сравнению с маем, что является падением третий месяц подряд. рост цен на продукты питания будет по-прежнему отражаться на полках магазинов.
Также Гашпуйтис отметил, что самое неопределенное связано с ценами на энергоносители, где высок риск достижения новых рекордов, не исключая при этом возможности того, что тренд цен может быть и в обратном направлении.
«Высокие цены на нефть, газ и электроэнергию повлияют на экономику Европейского союза (ЕС), что также повлияет на спрос на эти ресурсы», - добавил он, отметив, что снижение экономической активности, вероятно, приведет к снижению спроса на нефть. Как правило, цены на энергоресурсы колеблются гораздо менее синхронно. Высокие цены на природный газ как в Азии, так и в Европе должны повысить интерес к использованию нефти. Однако уровень цен на нефть, газ и электроэнергию может быть настолько разрушительным, что вместо поощрения использования нефти вызывает проблемы в экономике и приводит к снижению спроса на нефть.
Гашпуйтис также отметил, что изменение цен в странах Балтии определяется многими схожими факторами по сравнению с другими странами еврозоны. Экономика Латвии сильно восстанавливается, особенно в тех секторах, которые были ограничены во время пандемии, что создает благоприятные условия для роста цен. Также можно увидеть случаи, когда цены поднимаются намного выше, чем увеличение затрат, оправданное высоким спросом. Трейдеры играют большую роль, и в больших странах крупные трейдеры задают тон, занимают более сильные позиции и ограничивают рост цен. Производители также более крупные, способные аккумулировать большее увеличение затрат. «Ахиллесова пята» стран Балтии – рынок энергоресурсов, что создает условия для более быстрого роста его цен и, соответственно, инфляции. Точно так же, по сравнению с самыми богатыми странами еврозоны, меры поддержки в странах Балтии, направленные на компенсацию роста цен на энергоносители, гораздо меньше по своим масштабам. Рост заработной платы в Латвии продолжается быстрыми темпами, а также поддерживает более быстрый рост расходов.
«Снижение покупательной способности ускоряется, несмотря на то, что рост заработной платы все еще достаточно быстрый. Похоже, что не будет ни одного сектора и редко встретится тот, у кого рост заработной платы обгонит инфляцию. На данный момент инфляция еще не проявились в полной мере, потому что, например, потребление коммунальных услуг летом меньше.В конце года, когда появятся счета за отопление, сформируется другая реальность.От погодных условий и действий стран , особенно России, что приведет к ценам на энергию и счетам граждан. В настоящее время жители также используют сбережения, чтобы поддерживать потребление и наслаждаться неограниченной окружающей средой», - сказал Гашпуйтис.
Он добавил, что ближайшие месяцы покажут, насколько устойчивой будет тенденция использования сбережений. Осенью люди станут еще более осторожными, а потребление будет следовать за настроениями в экономике. В первую очередь, они начнут отказываться от менее необходимых товаров и услуг, связанных с отдыхом и развлечениями. Корректировки ожидаются и в продуктовой корзине. Базовые продукты будут покупать больше и в меньших количествах, придавая большее значение цене.
В свою очередь, экономист Luminor Bank Петерис Страутиньш отметил, что годовая инфляция в июне превысила самый высокий уровень этого столетия, который был зарегистрирован весной 2008 года.
Он указал, что главным виновником инфляционного взрыва в этом году являются мировые товарные рынки. С мая их цены стремительно падают. Однако все предыдущие повышения затрат еще не нашли полного отражения в индексе потребительских цен. Тарифы на тепло некоторых самоуправлений уже повышены, но в тот момент, когда «Rīgas siltums» поднимет тарифы, ожидается еще один значительный рост годовой инфляции. Валютные рынки также являются фактором риска. Обменный курс евро по отношению к доллару США достиг самого низкого уровня почти за 20 лет, поскольку разрыв между экономической динамикой США и еврозоны углубляется.
«Риск рецессии в еврозоне растет, но экономика США все еще теплая, а вот рынок труда можно даже назвать горячим. процентные ставки в еврозоне уже снижаются», — добавил Страутиньш.
Он также подчеркнул, что цены на некоторые важные товары уже начинают снижаться. Среди них средняя цена топлива в июле будет ниже, чем в июне. В первом полугодии цены на топливо быстро росли, поскольку с начала декабря, когда баррель «Брент» стоил 61 евро, быстро росла цена на нефть. Кроме того, в апреле топливный рынок зажил своей жизнью, с нарушением нормального соотношения между ценами на нефть и продукты ее переработки, но сейчас он восстанавливается. Поскольку нефть также дешевеет (со 117 евро за баррель 13 июня до 103 евро в пятницу), цены на топливо опустятся ниже порога в два евро.