Зачем мне прививаться от Covid-19 летом, когда стоит теплая погода и вирусы дремлют? Зачем мне прививаться, если заболеваемость коронавирусом постепенно снижается? Зачем мне прививаться, если я сижу дома и редко выхожу на улицу? Зачем вакцина, если она все равно не может на 100% уберечь меня за заражения? Такие вопросы и сомнения — вполне логичны, и если человек не получает на них грамотного ответа, то он откладывает вакцинацию «до лучших времен». Между тем, уже осенью наступят далеко не лучшие, а напротив — худшие времена, считают признанные в Латвии врачи и эпидемиологи. Разберемся — почему.
Наши эксперты:
* Юрий Перевощиков, врач-эпидемиолог, директор Департамента анализа и профилактики рисков инфекционных заболеваний Центра профилактики и контроля заболеваний
* Людмила Виксна, главный специалист по инфектологии в Рижской Восточной клинической больнице, профессор Университета им П. Страдиня
* Айнис Дзалбс, семейный врач из Елгавы, представитель Ассоциации сельских семейных врачей
* Янис Херманис, экономист Латвийской конфедерации работодателей
Аргумент первый: Потому что летом можно точно также заразиться Covid-19, вирус не дремлет
Pixabay
«Зачем мне прививка, ведь летом заразиться любым вирусом очень трудно» — такой миф часто приходится слышать, и он не лишен здравого смысла, ведь многие вирусы, гриппа, в том числе, менее активны именно летом. Но Covid-19, как мы уже все поняли за прошедший год — это совершенно уникальное явление. Эпидемиологи еще весной предупреждали, что летом коронавирус не уйдет совсем. Сейчас мы это видим – болезнь не отступает полностью, каждый день выявляются новые инфицированные . А тот факт, что это число стало меньше, можно объяснить сезонным фактором, массовой вакцинацией населения и относительно строгими ограничениями (ношение масок, соблюдение дистанции, строгие требования по пересечению границы, требование сертификатов для массовых мероприятий и пр.), хорошо поставленной работой по выявлению случаев заражения и мероприятиями в очагах инфекции.
Почему именно лето — лучший период для вакцинации? Как известно, прививка от Covid-19 и приобретение иммунитета — процесс небыстрый. Как правило, требуется 3-4 недели между вакцинами, а потом еще 2 недели для «созревания» полноценного иммунитета. Считаем: те, кто начнут процесс вакцинации сейчас, полностью закончат его только в сентябре. А там уже и холода на подходе с типичными для межсезонья простудами и коронавирусом в том числе.
«Я, как семейный врач, объясняю своим пациентам, особенно тем, кто старше 60 лет, что не надо ждать лучших времен, они уже наступили, — поясняет Айнис Дзалбс. — Почему? Просто потому, что смертность от Covid-19 самая большая (почти 90%) именно в этой возрастной группе. Это самый главный аргумент. В Латвии охват вакцинации, к сожалению, пока один из самых низких в ЕС, и поэтому осенью нас могут ждать очень нехорошие времена».
Аргумент второй: Третья волна — это не «страшилки», это реальность.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уже объявила о начале третьей волны пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Европейский Центр профилактики и контроля заболеваний шестую неделю подряд регистрирует рост заболеваемости в Евросоюзе, в некоторых странах (Кипр, Нидерланды, Испания, Мальта и др.) он весьма интенсивный. Причина — стремительное распространение нового штамма коронавируса «Дельта», который подтверждается в Латвии уже в 80% случаев среди тех, у кого тесты на Covid-19 оказываются положительными.
Отметим, что штамм «дельта», впервые обнаруженный в Индии в декабре 2020 года на 55% заразнее, чем предыдущий вариант коронавируса «альфа», который в свою очередь отличался повышенной на 50% заразностью по сравнению с изначальным вариантом коронавируса, выявленном в Ухане. Дело в том, что возбудители инфекционных болезней различаются по степени заразности. Заразность измеряется т. н. коэффициентом воспроизводства инфекции –сколько других людей в среднем может заразить один человек, инфицированный вирусом при отсутствии мер контроля, в том числе вакцинации.
Вирус «Дельта» опасен именно своим числом репродукций. Если в среднем пациент с изначальным вариантом коронавируса заражал двух-трех человек, то инфицированный вариантом «дельта» человек может заразить до восьми человек.
Что прогнозируют эпидемиологи? По словам Юрия Перевощикова, с учетом развития эпидемиологической ситуации в ряде стран Евросоюза и данных по охвату вакцинацией в Латвии, этой осенью число инфицированных коронавирусной инфекцией COVID-19 в нашей стране может оказаться даже больше чем в прошлом году. «Изначально заразность штамма, который был в китайском Ухане составляла 2-3 человека на носителя. Следующий штамм, который был более заразный, пришел из Великобритании и в короткие сроки стал доминирующим во многих странах мира, не только в Европе. Сейчас на смену пришел «дельта» штамм, который на 40-60% более заразен, чем предыдущий. «Удачные» мутации вируса дают возможность ему хорошо приспособиться», — поясняет Перевощиков.
Почему еще важно получить прививку от коронавируса? По словам Перевощикова, вакцинация сокращает количество восприимчивых (неимунных) лиц, в результате снижается заболеваемость и распространенность инфекции, поэтому у вируса меньше возможностей мутировать. «Если мы не достигнем коллективного иммунитета, то это будет постоянная угроза новых мутаций, и нужно будет вводить дополнительные меры — ревакцинацию, создавать модифицированные вакцины против данных штаммов и, конечно же, ограничительные меры«, — говорит он.
По словам Людмилы Виксны, почему происходят мутации и появляются новые штаммы? Вирус просто пытается выжить, и для этого ему надо видоизменяться. «Но при этом приоритетные возрастные группы все те же — это люди в возрасте, хронические больные и группы социального риска, — поясняет она. — Да, мы слышим о том, что новый штамм «дельта» больше цепляет молодых людей, но только потому, что пожилые люди в развитых странах прошли вакцинацию, они защищены. Среди пожилых людей так называемая имунная прослойка достаточно хорошая, но пока недостаточная».
Pixabay
Аргумент третий: от COVID-19 пока нет лекарств, и вакцинация — это единственное, что может уберечь вас от заболевания и от стационара.
«Вакцина меня не убережет, ведь она не гарантирует 100-процентной защиты» — так говорят сомневающеюся жители Латвии. Это правда, ни одна разработанная и сертифицированная вакцина не дает 100-процентную защиту от заражения.
Но давайте обратимся к цифрам. По статистике, около 97% пациентов, попавших в стационар, а значит с тяжело протекающим вирусом, не были привиты. При этом в тяжелом состоянии в больницах нет вакцинированных пациентов.
«По нашим данным всего один человек в Латвии умер от Covid-19, при этом закончив вакцинацию двумя дозами вакцины. Но у него был целый букет хронических заболеваний, в том числе такие, которые располагали его к заниженным способностям иммунитета. Поэтому главный принцип таков: только вакцинация сможет уберечь людей от любого течения болезни, и в том числе от смерти».
«Клиническими и эпидемиологическими исследованиями доказано, что там, где проводится вакцинация, заболеваемость снижается очень резко и в первую очередь среди привитых. И снижается уровень госпитализации людей. Привитый человек заражается в гораздо меньшей степени и реже попадает в стационар, — поясняет Юрий Перевощиков».
Что происходит с человеком, который несмотря на вакцинацию заразился? По словам эпидемиолога, в ходе исследования выяснили сколько вируса выделяется в носоглотке у людей, прошедших вакцинацию, и у людей, кто заразился без вакцинации. Оказывается, что количество вируса в организме вакцинированного человека в разы меньше. У такого человека меньше возможности его распространить, кого-то заразить. Привитый человек может болеть бессимптомно, без кашля (обычно кашель помогает вирусу распространяться). Это тоже говорит, что он заразит гораздо меньшее количество людей. В странах, где больше привитых, болеют меньше, и даже, если и наблюдается рост заболеваемости, то происходит он в основном среди непривитых групп населения — в настоящее время среди молодежи.
Говоря о той степени защиты, которую обеспечивает вакцинация, Айнис Дзалбс сравнивает это с медикаментами: «Ни одно лекарство не дает 100-процентной гарантии выздоровления. Да, защита в случае вакцинации составляет около 95-96%, и это очень много. Давайте для примера возьмем средства для профилактики инфаркта и инсульта, положим, понижающие уровень холестерина и давления препараты. Если человек из группы риска начнет принимать их на регулярной основе, то этот риск снизится примерно на 30-40%. И здесь не будет 100-процентной защиты. Но при этом мы же не говорим своим пациентам, выписывая эти лекарства, что, мол, знаете, не пейте их, смысла нет, так как на 100% это не панацея. Однозначно прием этих препаратов очень сильно снижает риски инфарктов и инсультов, так и с вакциной».
Айнис Дзалбс приводит в пример себя. Он вакцинировался еще зимой, и после того, как прошел полный курс вакцинации ему, как семейному врачу, приходилось выезжать на домашние визиты к пациентам, у которых был подтвержден коронавирус. «Таких пациентов было достаточно много, но я был привит, поэтому даже после контакта, я не заболел», — говорит он.
Аргумент четвертый: Побочные эффекты от вакцин существуют, но они не так опасны, как сам вирус.
«У всех моих знакомых были побочные эффекты от вакцины, значит с ней что-то не так!» — думают многие и боятся делать прививку. Конечно, после каждой прививки (и не только после прививки от Codid-19!) могут быть реакции. И не совсем приятные для человека — температура, боль в мышцах, головная боль. Даже есть необходимость на следующий день после прививки взять больничный и остаться дома. Но что-то очень серьезное и даже опасное для здоровья случается крайне редко. Что же касается утверждения, что «нам вкалывают не прошедшие испытание вакцины», то оно не выдерживает критики.
«Во всем мире работает система фармаконадзора за препаратами, — поясняет Юрий Перевощиков, — Если больной обратился к врачу и возникает подозрение, что заболевание или жалобы, возможно, связанны с вакцинацией, то врач обязан сообщить об этом. И в Латвии это тоже работает: мы знаем, сколько поступило сообщений от клиницистов на сегодняшний момент. Я посчитал сколько сделано прививок и сколько сообщений: 5 случаев на 10 000 сделанных прививок. Меньше 0,1%. И это очень редкие состояния. Не всегда то, что случается после вакцинации имеет причинно-следственную связь с вакцинацией. Ведь проблемы со здоровьем случаются и без прививок. Сложные случаи оценивают эксперты«.
Еще одно распространенное мнение: пожилым людям с хроническими заболеваниями нужно по возможности избегать прививок. По словам Людмилы Виксны, именно пожилые люди с хроническими заболеваниями должны в первую очередь привиться от Covid-19.
«Потому что именно эта категория людей очень тяжело переносит само заболевание, — поясняет она. — Я не могу сказать, что не будет никаких побочных эффектов, но они просто несравнимы с тем, что люди переживают во время болезни. Я уже не говорю о последствиях. Выяснилось, что последствия могут быть совершенно неожиданными. Даже у тех людей, которые болели очень легко, после выявляются такие поражения внутренних органов, что сами врачи в шоке от того, что вирусная инфекция может к этому привести. А многие из тех пациентов, которые попали в больницу, продолжают жить на баллонах с кислородом, потому что не могут полноценно дышать. Это абсолютная инвалидность, и как это может закончиться, мы пока не знаем, но это страшно».
Семейный врач Айнис Дзалбс подтверждает: нет ограничений в вакцинации для хронических больных.
«Я с группой коллег очень тщательно изучал документы и исследования по вакцинам, — говорит он. — Сейчас я могу четко сказать: ограничений для хронических больных нет. При этом я считаю, что семейные врачи должны работать с каждым своим пациентом, терпеливо объяснять и разъяснять, что такое вакцины, как они работают, почему их не стоит бояться. Например, приходит пациентка, которая страдает сердечно-сосудистыми проблемами и говорит, что вакцины могут вызвать образование тромбов. Она где-то это прочитала. Да, векторные вакцины (в Латвии это AstraZeneka), действительно, в очень редких случаях могут привести к тромбообразованию, однако клеточные вакцины — Moderna и Pfaizer в этом плане совершенно безопасны, у них совершенно другой принцип действия. Значит мы должны предложить таким пациентам подходящие для них вакцины».
Аргумент 5. Нас ждут новые ограничения, маски, удаленная учеба и закрытые заведения.
За прошедший год всем нам пришлось осознать ценностью свободы — передвижения, общения, обучения и пр. Фактически мы были этого лишены: дети учились дома, взрослые работали на удаленке, театры, кинотеатры, и даже магазины были закрыты. Помните перевязанные скотчем в магазине кастрюли, трусы, лаки для волос и прочие товары, не являющиеся предметами первой необходимости? Все это легко может к нам вернуться уже этой осенью.
Третья волна коронавирусной инфекции может привести к введению новых ограничений. Ожидается, что новые меры затронут тех, кто не сделал прививку от COVID-19. Деление общества по любому признаку — вещь неприятная, и ее даже смело можно назвать недемократической, если бы не одно «но». На кону стоят человеческие жизни, которые нельзя уберечь от коронавируса лишь лентой из скотча.
И еще один важный момент. По прогнозам экономиста Янис Херманиса, если до осени Латвия не достигнет заданных темпов вакцинации, то нас ждут такие неприятные экономические последствия, как перегрузка больниц, из-за чего хронические больные снова окажутся без должного медицинского ухода. Нас ждет отмена плановых операций, что может обернуться трагическими последствиями для тех, кому эти операции жизненно необходимы. Нас опять ждет рост безработицы, потому что правительство, как мы уже видели, может останавливать работу целых отраслей экономики. Нас ждет заточение. И это очень тяжелое испытание для всех, и особенно для детей, которым остро необходим социум. Дети страдают от отсутствия социальной жизни, у них развивается депрессия.
Что нужно для того, чтобы всего этого не случилось? Просто пойти и сделать прививку от Covid-19, чтобы мы все вместе смогли к осени достичь коллективного иммунитета, взяв под контроль заболеваемость без ограничительных мер. И вернули свою привычную жизнь в прежнее русло.
Материал подготовлен по заказу Национальной Службы здоровья.