Пенсионерка в квартире дома номер 1 на улице Шаулю в Ильгуциемсе собирает мешки с мусором. Соседи жалуются домоуправу на мышей и тараканы, но в течение года ничего не изменилось, пишет Jauns.lv со ссылкой на программу Bez Tabu телеканала TV3.
Жуткий беспорядок в квартире женщины заметила жительница с четвертого этажа Эвита. В квартире были видны горы хлама и мусора. По словам Эвиты, чаще всего соседка действует осторожно и не выходит из квартиры, если рядом кто-то есть.
Это подтвердили и другие жильцы дома. Зинаида живет под квартирой так называемой собирательницы. Она говорит, что проблемы начались несколько лет назад. Если сейчас пенсионерка живет одна, то ее страсть к сбору мусора началась еще при жизни мужа.
У нее есть дочь и внук, но они не посещают родственницу.
«Мы с ней боремся уже несколько лет и ничего не можем сделать. Рядом с ней размножаются мыши и тараканы. Мы страдаем, не знаем, что делать. Как бороться? Мы с ней разговаривали. (..) Да человек неплохой, но вроде с головой что-то не так!», — говорит местная жительница.
Журналисты Bez Tabu несколько раз звонили в дверь квартиры женщины, но никто так и не открыл.
«Я много раз видела, как она поднимается с мешками с мусором. От соседей узнала, что у нее клептомания», — говорит местная жительница Эвита.
В Департаменте соцобеспечения указали, что конкретная жительница находится в поле зрения социальной службы. Ей было предложено вывезти мусор из квартиры, но хозяйка жилья от этого категорически отказалась.
«Наши социальные работники стараются завоевать доверие человека, чтобы с ним можно было заговорить, дать совет, помочь в этой ситуации. Не исключено, что соседи тоже травмируют ее морально, поэтому она может начать бояться людей как таковых. К нам поступило заявление от соседей в довольно агрессивной форме», — рассказала представитель Департамента благосостояния Рижской думы Лита Брице.
В некоторых случаях из страха перед коронавирусом люди не открывают двери даже сотрудникам местного домоуправления. Социальная служба бессильна и невозможно привести в порядок квартиру, если хозяин не согласен.
Стоит добавить, что патологическое накопительство (также силлогомания, хоардинг, синдром Плюшкина и др.) — вид навязчивого поведения, заключающийся в собирании и хранении неиспользуемых вещей, чаще всего — предметов домашнего обихода в настолько больших количествах, что они препятствуют использованию помещений по прямому назначению.
Сам термин «синдром Плюшкина» несколько упрощает этот недуг, как бы делая его несерьезным. Собирательство вещей — это не невинное увлечение и не следствие нищеты, а болезнь, с которой помогают справиться психиатры. В английском языке он называется хординг (hoarding), и этому феномену посвящены многочисленные клинические исследования.
«Попытки очистить дома людей, которые занимаются накопительством вещей, без лечения основной проблемы обычно терпят неудачу. Родственники и общественные организации могут потратить много часов и денег, очищая жилище, только для того, чтобы обнаружить, что через несколько месяцев проблема повторяется. Хордеры, чьи дома очищаются без их согласия, часто испытывают сильный стресс и могут еще больше привязаться к своему имуществу. Это может привести к отказу от помощи в будущем», — говорится в статье Международного фонда ОКР.