Ребенок на протяжении 9 лет находился в психоневрологической больнице. Вместо лечения его пытали. Об этом сообщает LTV в передаче De facto.
Юрис (имя изменено) родился незадолго до восстановления независимости Латвии. Отец бросил семью вскоре после появления сына на свет. Единственным источником существования матери Юриса было попрошайничество, в том числе вместе с ребенком. Это и стало причиной, по которой у нее забрали трехлетнего сына.
Юриса увезли в рижский 258-й специальный детский сад — приют. Мама его навещала регулярно с первого дня, а через три года ей заявили, что мальчика усыновляет богатая семья. Юриса усыновил моряк дальнего плавания, который безо всякого на то юридического основания проживал вместе с пасынком от разведенной жены, подростком.
«Он моряк был, часто в рейсы уезжал, и я один оставался. Он мне запрещал к дверям подходить, на звонки по телефону отвечать. Морил голодом, я убегал из дома», — заявил Юрис.
У усыновителя он прожил полтора года. Несколько учреждений, не связанных друг с другом, сообщили в Госполицию о своих подозрениях, что усыновитель мальчика сексуально использовал, что допускал физическое насилие по отношению к нему. Но в Госполиции сексуальные преступления расследовать не стали, и все заявления исчезли.
Когда у мальчика в 1999 году проявились проблемы в поведении, связанные с травматизацией у отчима, его, восьмилетнего, поместили в клинику в Елгаве, позднее перевели в стационар в Риге. В середине 2000 года Юрис оказался в детской психоневрологической больнице в Айнажи. Изучив документы, Бюро омбудсмена пришло к выводу, что Юрис прожил там почти девять лет.
За это время решением суда была отменено усыновление Юриса. Как отмечает Бюро омбудсмена, сиротский суд обязан был назначить ему опекуна. У него тогда были живы оба родителя, как и две бабушки. Рижский сиротский суд их не проинформировал.
«Я была свято уверена, что он живет очень хорошо, в состоятельной семье, и что у него все обстоит наилучшим образом», — заявила мама Юриса.
Все девять лет мальчика никто не навещал в больнице. Юридически он никому не принадлежал. В больнице он сталкивался с насилием, в том числе, и сексуальным.
Госполиция подтвердила, что сейчас Юрис признан одним из потерпевших в уголовном процессе по делу о нарушениях его прав в больнице Ainaži, недавно начат уголовный процесс и об истязаниях и сексуальном насилии, перенесенных им в семье усыновителя.
Отстраненная в связи с нарушениями в больнице бывший руководитель Илона Балоде заявила журналистам, что не помнит, чтобы кто-то прожил в учреждении целых девять лет.
После Айнажской больницы Юриса отправили в реабилитационный центр для сирот Marsa gatve. Там выяснилось, что почти совершеннолетний Юрис не умеет ни читать, ни писать, не знает времен года, что никто его даже не пытался учить.
Находясь в Айнажи, Юрис после смерти отца долгие годы не получал положенную ему пенсию по потере кормильца. И до сих пор государство отказывается ее компенсировать. Закон запрещает выплачивать пенсию за такой долгий период. Министерство благостостояния считает, что платить должно самоуправление Риги.
«Наши учреждения легко наносят вред, но потом очень сложно, и очень бюрократическая процедура, через которую этот вред человеку пытаются компенсировать», — заявил юридический представитель Юриса Артур Звейсалниекс.
Сам Юрис обратился за помощью в Бюро омбудсмена и надеется, что виновные понесут наказание.
Фото: Flickr/Magic_Nick