Кажока: русские отмечают 9 мая не так, как думают латыши

Кажока: русские отмечают 9 мая не так, как думают латыши

Читайте нас также

Известный политолог Ивета Кажока в своем блоге на портале Politika.lv пишет о своих впечатлениях от посещения парка Победы 9 мая. Главный вывод: на самом деле там происходит совсем не то, что себе представляет латышская часть общества. Своими впечатлениями политолог поделилась и в интервью MIX TV в итоговом выпуске новостей.

«Не то чтобы у меня не было представления о том, что происходит у Памятника Победы 9 мая. Сделанные другими фотографии, кадры, рассказы формировали впечатление о чем-то сильно политизированном, советском, агрессивном и пьяном. Допускаю, что будет что-то от пафоса и настроения первомайских демонстраций, которые я помню из далекого-далекого детства. Допускаю, что будет много политики - люди, которые «застряли» в ностальгических воспоминаниях о том, что было, и ругающих то, что есть сейчас. К тому же будет большая тусовка, много пьяных. Так хотелось увидеть это своими глазами, почувствовать это настроение, понять, кто те люди, которые туда идут, почему они туда идут и что они там делают». Кажока отправилась в Парк Победы вечером 9 мая, провела там полтора часа и убедилась в том, что почти все ее представления об этом празднике оказались как минимум неточными (подробнее о том, что она увидела в Парке Победы, лат.яз.).

«Я рада, что вы посоветовали мне все же сходить в Парк Победы (Кажока в последний момент засомневалась, стоит ли это делать, и попросила совета у пользователей социальной сети Twitter - Ред). Каждый новый опыт немного меняет восприятие мира. Мне кажется, что от этого мероприятия я получила по крайней мере три ценных момента (..):

1) Во мне укрепилось впечатление, что латыши и местные русские (русскоязычные) очень, очень похожи друг на друга. Манеры, способ самовыражения те же самые. Если бы не исторический контекст и доминирующий язык, то по своему настроению это с таким же успехом могло быть и латышским мероприятием. Если сравнивать со многими другими обществами: цивилизованно, культурно, вежливо, довольно тихо, с готовностью помочь, с песнями. Да, есть алкоголь. Но я не заметила, чтобы его было больше, чем на мероприятиях, где доминируют латыши.

2) За полтора часа, проведенных на мероприятии, я не почувствовала ничего негативного, вражды, агрессии, стремления к советскому. Это не было событием «против» чего-то, люди шли, чтобы быть вместе - с семьей, с близкими, поговорить по-русски. (..)

Читайте Mixer

3) Для очень большой части общества Латвии Вторая мировая война эмоционально по-прежнему жива и важна. Именно поэтому так важно не обижаться друг на друга, а стараться понять. По разговорам, настроению у Памятника победы я почувствовала, что большинство собравшихся пришли не для того, чтобы торжествовать по поводу оккупации Латвии или сожалеть об окончании советских времен. Война по-прежнему жива в судьбах очень многих семей - через рассказы предков о том, как они воевали с немецкой армией и победили. У памятника они демонстрируют уважение своим предкам, показывают, что те жили и страдали не зря».

«Поэтому мне кажется очень правильным то, что сделал президент Андрис Берзиньш. По-моему, после Манифеста доброй воли его заявления и действия в связи с 8-9 мая стали второй на самом деле ценной вещью, сделанной за время его президентства», - делает вывод Кажока.

**Другой опыт: Ингарс Рудзитис. Был, выжил, вернулся трансформированным**

Ингарс Рудзитис, специалист в области PR, маркетинга и коммуникаций (в данный момент занимает пост в компании Ektornet), 9 мая 2010 года тоже решил посетить Парк Победы, и отправился туда с некоторыми опасениями. «Переехав Каменный мост, я попал в нескончаемый поток людей, который двигался к памятнику, - написал после этого Рудзитис в своем блоге на сайте Nozare.Lv. - В голове начали роиться опасения. Что эти перепившие российские прихлебатели со мной сделают? У меня нет георгиевской ленточки, по-русски говорю с акцентом, глаза подозрительно голубые, пара дедов воевала на неправильной стороне… Но, посмотрев на людей, которые меня окружали, в сердце установился мир, почти нирвана. У них были радостные лица, дружелюбные глаза и много, много цветов».

«Возможно, движение георгиевских ленточек создано и введено за деньги Москвы, - пишет Рудзитис, который провел в парке около двух часов. - Может быть, проведение праздника финансировалось за деньги Москвы. Но никто и никогда не сможет меня убедить в том, что маленьких детей, которые каждому встреченному старику в форме с медалями дарили цветы, жали руку и говорили: «Спасибо!» подкупили агенты ФСБ. Никаким московским золотом невозможно оплатить то, чтобы десятки тысяч человек пришли с тоннами цветов на мероприятие и хорошо провели время. С чисто профессиональной точки зрения я знаю, что у организаторов праздника всегда большой стресс по поводу того, придут ли люди. И во время недавних мероприятий 4 мая звучала критика - пришло маловато людей. Но если 9 мая в парк пришло 100 000 человек, значит праздник просто в сердце».

Описывая увиденное в парке, Рудзитис делает вывод, что там собрались не «маргиналы» или вышедшие из подполья революционеры: «Те же самые люди, которые каждый день окружают меня в магазине, общественном транспорте и ресторане. Только сегодня у них был праздник, и я перестал бояться мистической «пятой колонны».