Райвис Дзинтарс написал письмо нелатышам

Райвис Дзинтарс написал письмо нелатышам

Лидер национального объединения Visu Latvijai!-ТБ/ДННЛ Райвис Дзинтарс обратился с открытым письмом к нацменьшинствам Латвии с намерением сплотить общество накануне праздников. Об этом сообщает портал apollo.lv.

В письме Дзинтарс подчеркивает, что обществу необходима двусторонняя договоренность о начале диалога. Он также отметил, что латвийским русским и представителям других национальностей нужно постараться понять его позицию, чтобы договориться об общих целях.

Политик также разъясняет свою позицию относительно репатриации колонистов, нелояльных граждан, празднования 9 мая и 16 марта.

_Далее приводим полный текст письма:_

**Райвис Дзинтарс: Письмо латвийским русским, белорусам, украинцам* …**

«Сейчас время государственных праздников. Время, когда не только празднуем день рождения Латвии, но и вспоминаем, какой борьбы, пота и крови оно стоило.

Сейчас время, когда часто говорим об отсутствии диалога между латышами и представителями других национальностей. Я хочу диалога. Я хочу говорить, слышать и быть услышанным. Я хочу, чтобы двое моих сыновей росли в безопасном обществе, где присутствуют доверие и общие ценности.

Однако диалог, приносящий плоды, возможен только там, где есть общие цели. Если цели исключают друг друга, то это трата времени. Я обращаюсь к Вам, у кого другое видение некоторых вещей. Обращаюсь с верой, что наши цели можно объединить, если есть понимание.

**Начало диалога**

В школах учат, что государство – это территория с общностью граждан и публичной властью. Понятно, что каждое государство заботится о своих жителях, их благополучии и безопасности. Но что наделяет государство особым смыслом? Что придает значение существованию Латвии? Что отличает Латвию от Польши, Эстонии, России или Испании?

Это латышскость (latviskums). Ни у одного другого государства не является смыслом существования необходимость беречь, хранить и ухаживать за латышским языком и культурой. Эта миссия принадлежит только нашей земле с площадью в 64 тысячи квадратных километров.

Латвия не может быть другой, кроме как латышской (latviska). Это, к сожалению, долго не понимали латвийские политики, мотивация которых идти во власть – это лишь жажда власти. Если бы поняли, то давно уже был бы начат диалог между всеми жителям Латвии именно с этой важной точки отсчета.

Конечно, мы объясняем и будем объяснять разные события по-разному. Однако если мы хотим диалога, тогда мы должны договориться об этой точке отсчета. Каждый житель Латвии, который поддерживает и принимает такую стартовую позицию, в моем понимании является патриотом, своим, вне зависимости от национальности. Каждого, кто принимает цель – латышская Латвия, я должен защищать, как хозяина этой земли и патриота. Я чувствую личную ответственность за возможность этих людей сохранить идентичность своих предков.

**С кем говорить?**

Разве не странно, что до этого об интересах латвийских русских и других нелатышей больше всего рассуждали именно те латыши, которым трудно признать свою собственную латышскость (latvietība). Латышским националистами говорят, что они не способны на разговор. Но это неправда. Говорить с другим может только тот, кто понимает, кем является сам. Который может ответить на вопрос «Кто я?» или «Кто мы»?

Да, я горжусь тем, что я латыш. Никогда не стеснялся это выразить и никогда не считал это оскорблением других. Латышей я действительно воспринимаю, как свою большую семью, но это не запрещает мне считать друзьями семьи любого друга латышского народа другого происхождения. То, как меня или других моих единомышленников преподносят в политических целях – не всегда зависит от нас самих.

Меня как-то спрашивали, разве разговоры о репатриации и нелояльных гражданах – это не то же самое, что и неприязнь к другим народам… Нет! Неприязнь есть к идеям, а не к народам. Я считаю, что в Латвии живут люди, которым было бы проще найти счастье на земле своих предков.

Они вследствие разных обстоятельств (о виновных можно долго дискутировать) не нашли комфорта в Латвии и не найдут. Почему бы им не помочь информацией, советом, и поддержкой (pabalsts), если это возможно? Но мы никогда не настаивали на массовых депортациях, как нас обвиняют.

Нас действительно называют радикалами. Но и младолатышей, которые возродили основы латышского самосознания, так называли. И тех, кто основывал Латвийское государство и кто звал в бой для его освобождения. Тех, кто настойчиво выступает за идею, более трусливые и гибкие будут называть экстремистами. Так они оправдывают свою слабость. Но я скажу, что настоящий диалог возможен только между теми, кто верен какой-то идее, а не теми, чье высшее мастерство – это способность подстраиваться.

**История и герои**

Тот народ, который забывает своих героев, обречен на уничтожение. И герой в моем понимании – это каждый, кто с настоящей верой в большую идею и борьбу за свою землю рисковал жизнью. Часто это не могут понять те, кто всю свою жизнь провел в теплых кабинетах, пытаясь понравиться зарубежным господам.

Нравится ли мне 9 мая в сегодняшнем исполнении? Нет. Но не потому что люди вспоминают воинов, а потому что это происходит вместе с прославлением советского режима. Флаги Советского союза или наследницы СССР - России, советская форма, символика, слова почтения «освободителям»… Это «освобождение» для большинства граждан Латвии является символом начала несвободного периода.

16 марта хотел бы сказать в святыне своего народа _(вероятно, имеется ввиду Площадь свободы у памятника, прим. редакции)_ «спасибо» своим воинам. В этих мероприятиях никогда нет прославления оккупации. Только латвийские флаги, которые подтверждают верность государству. Если бы таким было почтение воинов 9 мая, у меня лично не было бы никаких возражений. Я это понимаю. Прославление героев находится вне политических категорий. Это не может запретить премьер, президент, поскольку это то же самое, как и выражать уважение по отношению к матери или отцу. Это не может запретить как свой, так и чужой.

То, что я хотел бы пережить, - это когда каждый может чтить память своих воинов, которым он благодарен, но без прославления чужого тоталитарного режима, даже если это происходит 16 марта или 9 мая.

**Вместо заключения**

Закончу с начатого. Латышская (latviska) Латвия – это единственный смысл существования Латвии. Других отличий, определяющих миссию для существования этого государства, нет. В латышской Латвии может быть дружба между представителями разных этносов и разных идентичностей. Не только может быть, она должна быть. Я это чувствую своим долгом.

Разве борьба за двуязычие действительно объединяет перед 18 ноября? Разве отрицание латышской Латвии дает нам возможность вместе идти в праздничное шествие с гордостью за свою страну и безопасностью за будущее детей? Может быть в своих интересах мы ближе, чем кажется…

_* а также полякам, евреям, литовцам и любому другому жителю Латвии, для которого латышский язык не является родным._

_фото Dienas mediji_