Эксперт: страны Балтии давно забыли о своем единстве

Эксперт: страны Балтии давно забыли о своем единстве

Тезис о Балтийском единстве – это иллюзия и миф, все страны Балтии были едины, только когда у них был один враг – советская посттоталитарная система, а политическая элита Латвии и Эстонии основательно «герметизирована».

Об этом и о многом другом, как пишет Delfi, в рамках проходившей в Калиниграде Международной летней школы «Россия и ЕС: новые институты, новые элиты, новые образы» рассказал декан факультета социальных наук Латвийского университета, профессор Юрис Розенвалдс.

«Под термином «герметизация» я подразумеваю стремление политической элиты консолидироваться на этнической основе. В этом плане ситуация в Латвии и Эстонии различна. Тезис о Балтийском единстве это миф. Это осталось в прошлом. Да, был «Балтийский путь», когда собралось 2 миллиона человек в реальной живой цепи между Вильнюсом и Таллином. Да, это была кооперация между Народными фронтами Латвии и Эстонии, а также литовским «Саюдисом». Вот это действительно было единство», - считает Розенвалдс.

«Даже невзирая на то, что страны Балтии достаточно малы по своим размерам, они очень различаются между собой и с исторической точки зрения, и с точки зрения решаемых на сегодняшний день проблем. Вопрос «герметизации» политической элиты - это вопрос интеграции: насколько этнические меньшинства (в данном случае - русскоязычное) интегрировано. Хотя понятие «интеграции» тоже это очень спорное. Насколько оно сложное, можно видеть на примере Эстонии, где видно, как менялось название программы. Первое название звучало так: «Интеграция неэстонцев в эстонское общество». Последнее название программы: «Интеграция эстонского общества».

В Латвии происходит то же самое. Например, сейчас многие политики на первый план выдвигают язык в качестве единственного и самого главного средства интеграции, оставляя все остальное в стороне. Особенно в последнее время в этом поднаторела наш министр культуры Сармите Элерте, отметил провессор.

«Конечно, язык важен, но интеграция подразумевает под собой и участие представительств меньшинств в общественно-политических процессах, и равенство в правах и возможностях, и межкультурную кооперацию», - считает Юрис Розенвалдс.