Провозглашение независимости Латвии, Литвы и Эстонии в начале прошлого века прошло на неспокойном фоне: из-за военных действий и немецкой оккупации балтийская экономика была полностью дезорганизована, промышленность и часть жителей в принудительном порядке эвакуированы, а сельское хозяйство — полностью разрушено.
Об этом в латвийской версии журнала Forbes пишет журналист и литературный критик Максим Артемьев.
«В 1919 год территория новых республик опять стала ареной военных действий, все три страны начали борьбу за свою независимость. За период с 1914 по 1920 год миллионы солдат истоптали территорию Балтийских стран вдоль и поперек, — сообщает Артемьев.
Но это стало не единственной проблемой, так как долгие столетия экономика новых республик была частью экономики Российской империи, по сравнению с чем внутренний рынок новой Латвийской республики стал просто микроскопическим, — пишет журналист.
Нельзя забывать, что при этом новым республикам было необходимо создать с нуля свою национальную валюту, золотой запас, организовать финансирование армии, полиции, госаппарата и посольств, напомнил Артемьев: «Кроме того, важной проблемой для новых Прибалтийских республик стал земельный вопрос».
«16 сентября 1920 года Латвийского Сейм принял закон о конфискации помещичьих земель, вместе с тем правительство национализировало земли, банки, крупные торговые и промышленные предприятия. На базе бывших имений создавались коллективные хозяйства, количество которых превысило 100 тысяч, 2/3 из которых были размером от 10 до 50 га», — пишет журналист.
Результаты реформы пояснений не требуют, считает он: «Площадь обрабатываемых земель в 1923 году превысила довоенные показатели, увеличилось поголовье скота и объемы производимой на селе продукции».
Кроме того, в дореволюционной Риге и других крупных прибалтийских городах была создана сильная промышленность, для примера достаточно упомянуть Русско-Балтийский вагонный завод, который производил вагоны поездов, легковые и грузовые машины, сельскохозяйственную технику и даже самолеты, пишет Артемьев.
При этом на эти 20 лет независимости Прибалтийских стран выпали страдания мировой экономики – в 1929 году началась Великая депрессия, которая тяжело ударила и по прибалтийской экономике, что побудило все три Балтийских государства ввести авторитарный режим, рассказывает Артемьев.
«В то время президент страны Карлис Улманис предложил создание крупных монопольных акционерных обществ. Таким образом был создан и государственный Латвийский кредитный банк, своими ссудами поддержавший важнейшие отрасли экономики», — пишет журналист.
Оценивая эти события сегодня, мы можем сделать вывод о том, что несмотря на неблагоприятные внешние факторы, политика экономики Балтийских государств была разумной и соответствовала ситуации. Правительство не выдвигало утопических задач и даже в самом сложном положении достигало поставленных целей. И именно поэтому следующие пятьдесят лет все вспоминают как годы процветания, к которым и хотелось бы вернуться, — считает Артемьев.
**_Мнение публикуется в сокращении, полную версию можно прочитать в разделе «мнения» за 1 июля._**
_фото с сайта: www.forbes.lv_