Ежегодно в январе на собрание совета Музея оккупации приезжает профессор университета в Висконсине и автор идеи создания музея Паулис Лазда, как сообщает сегодняшний номер газеты Latvijas Avīze.
Кроме того, американский профессор тестирует латышских студентов исторического факультета ЛУ на знание истории оккупации и ее последствий, а также присваивает стипендию лучшим из них.
«Только студенты с отличным знанием истории оккупации и ее последствий в Латвии достойны получать стипендию и ехать дальше учиться в Америку», — поясняет Лазда.
Отвечая на вопрос о возможном создании и составе объединенной исторической комиссии по изучению архивных исторических документов совместно со Россией, Лазда отметил, что доступ к недостающим архивным документам очень важен и состав комиссии должен быть как можно шире, а также «включать в себя западных специалистов с западными стандартами истины и опытом».
Профессор также полагает, что ситуация с Абрене была бы более ясной, если бы Латвия имела доступ к российским архивам.
«Нужно четко понимать, что вопрос оккупации в целом, это не вопрос отношений с Россией, но вопрос отношений с СССР», — также отметил Лазда.
Что касается легионеров, шествия 16 марта и связанных с этим событий, то, по мнению Лазды, у латышей не было выбора.
«Латышей принудительно призывали как в красную, так и в немецкую армию. Обвинять латышей в том, что они воевали на стороне немецкой армии против общего врага, это все равно что обвинить СССР в том, что они объединились с Западным альянсом против Гитлера», — считает Лазда.
По мнению американского профессора, сегодня страны Балтии особенно нуждаются в общей политике по вопросам истории.
«Мы не можем идти разными путями в вопросах общей истории», — сказал Лазда.