Звездный состав исполнителей главных ролей, острый юмор, яркие, мастерски выполненные костюмы, запоминающиеся мелодии песен Геннадия Гладкова и, безусловно, великолепная пьеса, по которой снят фильм, сделали «Собаку на сене» настоящим телехитом советской эпохи.
1. Жанр музыкальной комедии был для режиссера Яна Фрида его коньком. Именно благодаря ему родились такие шедевры как «Двенадцатая ночь», «Сильва», «Благочестивая Марта», «Дон Сезар де Базан», «Летучая мышь». Сценарий к «Собаке на сене» он написал сам, значительно сократив пьесу Лопе де Вега, которая легла в основу сюжета.
2. «Собака на сене» — произведение, которое хорошо отражает новаторство драматургии Лопе де Вега: в нем смешались черты, присущие драме, и элементы комедии. Для классицизма, в эпоху господства которого жил и творил де Вега, недопустимо было смешение «высоких» и «низких» жанров, и такой «коктейль» был весьма смелым изобретением.
3. Роль высокомерной неаполитанской вдовы графини Дианы де Бельфлор досталась Маргарите Тереховой, на тот момент уже состоявшейся актрисе, звезде Театра имени Моссовета и независимого кино (роль Марии и Натальи в «Зеркале» Андрея Тарковского). Для Тереховой роль в музыкальной комедии была своеобразным вызовом, так как до этого актриса предпочитала серьёзные драматические роли.
4. Актриса не только уверенно чувствовала себя на съемочной площадке, но и могла себе позволить спорить с режиссером. Роль Дианы казалась ей недостаточно глубокой и драматичной, и она постоянно пыталась вносить в нее свои коррективы. Михаил Боярский признавался: «Терехова на площадке всегда была фурией. Могла из-за пустяка сорвать съемки: «Если этот куст будет видно в кадре, то я в кадр входить не буду». Иногда Фрид с ней спорил довольно энергично. Однако с женщинами спорить бесполезно, тем более, если эта женщина – Терехова. После продолжительного «диалога» Фрид и Терехова расходились по углам и минут сорок не разговаривали. Но холодная война длилась недолго. Вскоре они могли тихо и мирно сидеть за одним столом и ужинать, говорить друг другу комплименты. Но как только съемки возобновлялись, все повторялось сначала».
5. Сейчас уже невозможно представить кого-то кроме Боярского в роли возлюбленного Дианы, но изначально на роль Теодоро пробовались Олег Янковский и Олег Даль, а Боярскому могла достаться роль маркиза Рикардо, которую в итоге сыграл Николай Караченцов.
6. Режиссер рискнул пригласить молодого и неопытного в ту пору Боярского на главную роль и едва не пожалел о своем выборе — Боярский так робел перед именитыми артистами, что в первые съемочные дни не показал нужного результата и не оправдал ожиданий режиссера. Для пылкого Теодоро он был чересчур скован и зажат, и его хотели снять с роли, но тут вмешалась Маргарита Терехова, настоявшая на том, чтобы актеру дали шанс раскрыться. И она оказалась права – с этой ролью Боярский справился просто блестяще и оказался так убедителен в этом образе, что роль Теодоро стала настоящим прорывом в кино, закрепив за актёром амплуа обаятельного и смелого героя-любовника, и послужила предтечей его партии Д’Артаньяна в экранизации «Трёх мушкетёров», где ему снова доведётся сыграть с Тереховой.
7. На съемках кипели настоящие испанские страсти. Режиссер считал, что Терехова часто перебарщивает, и та сцена, в которой Диана дает пощечины Теодоро, должна быть отыграна «легко, почти не касаясь». Но Терехова уверяла его, что зрители в таком случае не поверят ей. И отхлестала Боярского по лицу с такой силой, что у него действительно пошла кровь и выступили слезы. «Я себя чувствовал, как побитая собака», – спустя годы со смехом признается актер. Говорят, именно после этого они перешли на «ты».
8. Следующим по значимости образом пьесы можно считать Тристана, изворотливого слугу и друга Теодоро. Армен Джигарханян добавил в эту роль неповторимый южный колорит, что соответствовало неаполитанскому духу пьесы. По своей сути Тристан представляет собой типичного героя грасьосо, традиционного комедийного персонажа (шутника и балагура) в испанской комедии конца 16-17 веков.
9. Любопытно, что Джигарханян не смог принять участие в финальном дубляже картины, и его «голосом» в картине выступил актёр Игорь Ефимов. Он озвучил Тристана настолько талантливо, что многие зрители до сих пор уверены, что этот голос принадлежит самому Джигарханяну.
10. Интересно, что неаполитанской натурой для съёмок послужил Крым, в советских фильмах часто выполнявший роль заграницы. А особняком де Бельфлоров выступила бывшая южная резиденция российских императоров Ливадийский дворец с прилегавшим к нему садом.
11. Это был первый год, когда Ливадия стала собственно музеем (до этого она существовала как выставочная структура), поэтому киногруппе требовалось специальное разрешение отдела Фондов. Оно было получено, но с единственным условием — съемочный и экскурсионный процессы должны были мирно сосуществовать. Экскурсии не прекращались ни на минуту, Ливадия работала с восьми утра и до восьми вечера. Было много экскурсионных групп из зарубежных круизов, групп из переполненных в бархатный сезон госдач.
12. «Группа, снимавшая «Собаку на сене», вела себя очень корректно, вспоминает заместитель директора по науке Ливадийского дворца-музея Наталья Степановна Лозбень, за все время работы умудрились ничего не поломать и не разбить. А вот время кое-что изменило в местах съемок, и картина в какой-то степени сегодня представляет собой историческую ценность на пленке запечатлено то, чего в действительности уже не существует.
13. Многие уголки Ливадийского дворца и парка, запечатленные в фильме, сохранились неизменными и по сей день: Итальянский дворик, мраморная скамейка, на которой сидела Диана, лестница с химерой, кованые ворота. А вот скамейка, на которой Теодоро писал письмо Диане, бесследно исчезла, нет больше и того фонтана, у которого герои выясняли отношения.
14. Кстати, съёмки серенады «Венец творенья, дивная Диана» оказались не менее комичными, чем сама пьеса. Сцену снимали в парке Ливадийского дворца в Крыму и без Маргариты Тереховой. Николай Караченцов просто пел страстные куплеты, смотря высоко вверх. Терехову же, любезно слушающую любовные признания маркиза, доснимали после Караченцова на балконе санатория «Днепр».
15. Маленький толстенький человечек, вытягивающий за героя недоступные тому ноты, был актером самодеятельного театра из местных жителей. Интересная деталь: несмотря на маленький рост, костюм ему подобрали, а вот обувь так и не смогли найти. Поэтому, если присмотреться, видно, что в кадре он стоит… в женских туфлях на высоченных шпильках. Этот факт вызвал буйное веселье тех, кто наблюдал за съемками.
16. Камзол незадачливого жениха (Николай Караченцов) появляется на Атосе (Вениамин Смехов) в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»
17. Картина вышла на экраны 1 января 1978 г. и стала для зрителей настоящим праздником. С тех пор количество ее поклонников только растет. Впрочем, находятся и критики, упрекающие режиссера в отступлении от исторической достоверности. Историк моды Александр Васильев отметил, что ни костюмы, ни интерьеры в фильме не соответствуют XVII веку в Испании, и в кадре царит стилевой разнобой.