Стокгольмский синдром — один из основных механизмов, который проявляется в ситуациях, когда здоровье и жизнь подвергаются риску, например, во время похищения. Однако сочувствие к мучителю также может проявляться ежедневно и затрагивать всех нас.
Стокгольмский синдром очень часто наблюдается у людей, которые длительное время находятся под влиянием токсичного партнера или жестокого начальника. Когда этот термин был использован впервые? Что такое Хельсинкский синдром и что о нем говорят психологи?
Что такое стокгольмский синдром?
Стокгольмский синдром — это механизм, с помощью которого жертва начинает сочувствовать своему обидчику. Эти чувства могут принимать разные формы: от защиты палача от ответственности за свои действия до влюбленности в него и создания отношений. Положительные эмоции, возникающие из-за Стокгольмского синдрома, очень сильны, и их легко можно принять за настоящую страсть. Они являются побочным эффектом адаптации к ситуации, в которой выживание человека полностью зависит от другого человека.
Однако синдром Хельсинки также может проявляться в менее экстремальных ситуациях, чем похищение или насилие. Фактически, это может развиться в любых токсичных отношениях, как профессиональных, так и личных. Стокгольмский синдром характерен тем, что жертва не осознает, что мучитель причиняет ей боль, его собственные страдания игнорируются, а палач получает обожание. Часто обиженный начинает разделять некоторые взгляды палача, защищать его от других людей и нападать на тех, кто пытается вывести его из этой ситуации.
Другими очень типичными чертами стокгольмского синдрома являются положительное отношение к мучителю и преувеличение каждого его маленького движения. Люди, затронутые этим механизмом, могут любить избивающего мужа, жестокого отца или сочувствовать жестокому и эксплуатирующему боссу. Каждый позитивный жест, который совершает по отношению к ним преступник, становится важным и становится главным аргументом в разговоре с другими людьми.
Стокгольмский синдром — рождение
Термин «Стокгольмский синдром» впервые использовал шведский криминолог и психолог Нильс Бейеро. Это связано с событиями, произошедшими в одном из банков Стокгольма. В 1973 году двое вооруженных мужчин вошли в него, чтобы ограбить. После приезда полиции грабители скрылись внутри здания, взяв заложников — трех женщин и одного мужчину. Пострадавшие пробыли со своими мучителями 6 дней, в течение которых им удалось проникнуться к ним симпатией и подружиться с ними.
После шести дней и долгих переговоров заложники были освобождены командой спасателей. Однако оказалось, что и женщины, и мужчины не хотели покидать банк и предпочли бы остаться рядом со своими палачами. Во время допросов каждый из потерпевших защищал нападавших, одновременно обвиняя в происшествии полицию. Одна из женщин через некоторое время даже обручилась со своим мучителем. С другой стороны, задержанный основал фонд, целью которого было собрать средства для найма хороших адвокатов для грабителей и спасти их от заключения.
Еще один очень хороший пример Стокгольмского синдрома — события, которые начались с похищения 4 февраля 1974 года. Именно в тот день Пэтти Херст, внучка американского издателя Уильяма Рэндольфа Херста, была похищена крайне левой группой SLA. Через два месяца после этого события Патти присоединилась к деятельности группы, в конечном итоге даже участвуя в ограблении банка. Она была арестована, заключена под стражу и приговорена к 7 годам лишения свободы, но в связи с обстоятельствами и высокой вероятностью стокгольмского синдрома срок был сокращен до 2 лет.
Синдром палача и жертвы — психология
Стокгольмский синдром — это термин, который до сих пор вызывает огромный отклик у психологов всего мира. Чтобы понять его происхождение, необходимо взглянуть на ситуацию, в которой этот механизм активируется. Синдром Хельсинки тесно связан с самым примитивным человеческим инстинктом — выживанием любой ценой. В ситуации, когда дальнейшее существование может оказаться под угрозой, а выживание может оказаться невозможным, жертва начинает сочувствовать своему палачу и полностью сдается.
Как вы это объясните? В экстремальной ситуации, когда власть над нашим существом или не существом полностью находится в руках другого человека, гораздо разумнее подружиться с ним, чем бороться. Завоевав симпатию и признание своего палача, жертва имеет гораздо больше шансов выжить, чем сопротивляясь и пытаясь освободиться от его власти. Однако для того, чтобы возникли какие-либо положительные чувства, у потерпевшего должна быть причина для этого. Это приводит к одной из характерных черт стокгольмского синдрома — защите мучителя, поиску добра в его поведении и чрезмерному взвешиванию каждого из его приятных жестов.
Стокгольмский синдром в отношениях
Стокгольмский синдром чаще всего касается не экстремальных ситуаций, а прозаических, из повседневной жизни. Этот механизм очень часто можно наблюдать у партнеров токсичных людей, прибегающих к насилию или злоупотребляющих алкоголем. Жертвы остаются в таких отношениях годами, часто они постепенно отрезаются от всех своих друзей или очень ограничены в контактах с ними. Со временем такие люди убеждаются, что кроме текущих отношений мира не существует или текущие отношения — лучшее, чего они заслуживают. По этой причине, например, жены защищают агрессивных мужей и отказываются давать показания в полиции или давать им красную карточку. Такой образ поведения и есть синдром жертвы в отношениях.
Как с этим бороться? Стоит попытаться найти поддержку у людей, не входящих в круг друзей преступника, например, у семьи или коллег. Самое главное — постепенно укреплять уверенность в себе и постепенно возвращаться к общественной жизни. Поход в кино, на концерт, поиск работы (если у жертвы ее нет), открытие новых увлечений и, наконец, уход от партнера. Однако важно соблюдать правильный порядок — сначала создайте прочный фундамент и восстановите свои силы, а затем двигайтесь. В противном случае жертва будет постоянно сталкиваться с жестокой реальностью, к которой он или она могут быть не готовы, и в результате будет постоянно возвращаться к токсичному партнеру. Также стоит подбодрить такого человека обратиться за помощью к психотерапевту.
Стокгольмский синдром на работе
Стокгольмский синдром касается не только личных или романтических отношений, но и профессиональных. Чаще всего это происходит, когда начальник позволяет себе преследовать и несправедливо относиться к сотруднику, пользуясь своим положением. Если человек, подвергшийся такому отношению, очень озабочен сохранением работы и готов работать «любой ценой», у него может постепенно развиться Хельсинкский синдром. Растущее количество обязанностей потерпевшая объяснит тяжелым периодом в компании, отсутствие бонуса тем, что она не заслужила дополнительных средств, а крики и оскорбления — худшим днем босса. Таким образом, сотрудник дает своему руководителю зеленый свет, показывая, что он согласен с таким поведением, и тем самым поощряет его продолжать действовать в этом стиле.
Как я могу освободиться от таких отношений? Работа — важный аспект жизни, позволяющий зарабатывать деньги и тем самым обеспечивать существование семьи. Поэтому стоит поддержать человека, который находится в похожей ситуации, и побудить его найти другую работу. Вначале, мягко говоря, покажите, что вы можете иначе, что такое поведение босса ненормально. Также стоит побудить жертву обратиться за помощью к профессионалу, то есть к психологу или терапевту.