Диана Спыну - журналист и телеведущая, которая однажды влюбилась в конный вид спорта, да так и осталась в нем, наверное, навсегда. Теперь все свободное время Диана проводит на конюшне, ухаживая за собственным, довольно, кстати, строптивым, конем и на манеже, разучивая конкур, аллюр и выездку.
«Лошадь для меня - антистресс, отдушина и любовь на всю жизнь. В три года меня впервые посадили на лошадь - пони в парке развлечений. Отчетливо запомнила бесконечную очередь, долгое ожидание и пять минут дикого счастья.
После этого книги, мультфильмы и фильмы представляли интерес только тогда, когда в кадре были лошади. Но лично для меня конный спорт оставался несбыточной мечтой - сначала голодные 90-е, когда возить на тренировки было некому и не на что, потом быт. Иногда вырывалась прокатиться верхом раз-другой, но зацепиться надолго нигде не получалось - не были идеальными общие условие и не были идеальными тренеры.
А пять лет назад оказалась в конюшне «Тīraines staļļi» и, видимо, звезды сошлись. Первые шаги - это «прокат», то есть, обучение с тренером и с нуля. Спустя год взяла в аренду первую лошадь - так заниматься немного выгоднее. Тренировки - удовольствие недешевое. Рижская ставка примерно €30 в час, но чем дальше от столицы, тем дешевле. Поэтому при регулярных тренировках выгоднее арендовать лошадь. Правда, на тренере все равно не получится сэкономить.
Обычно в аренду своих лошадей сдают частные владельцы, по разным причинам. Допустим, слишком заняты, а платить за место в конюшне надо. Получается взаимовыгодное сотрудничество: аренду на себя берешь ты и лошадь не стоит без дела. Но даже такая лошадь - чужая лошадь. Постепенно пришла к мысли, что хочу своего коня.
Купить лошадь непросто и дело не только в деньгах, хотя и в них тоже. Хороший спортивный конь стоит, как хороший спортивный автомобиль. Разница в том, что выбираешь не бездушную машину, а друга, партнера, практически вторую половину. Мне повезло. Серый - мой второй конь, которого я сперва брала в аренду. Мы познакомились и полюбили друг друга. И это происходит как с людьми, морковкой его не подкупишь, потому что он видит тебя насквозь и чувствует каждый твой мускул. И да, ты можешь ему, чисто по-человечески, не понравится.
Что значит своя лошадь? Блэкаут в кошельке. Каждый месяц я плачу за постой в конюшне - это, примерно, как снимать однокомнатную квартиру в столице, добавляю за то, что меня тренируют и за то, что тренируют собственно Серого. Да-да, с ним еще отдельно занимается профессиональный наездник, чтобы он не терял своих навыков. Я ведь только в самом начале пути. Направлений в конном спорте много. Но самые ключевые: конкур (прыжки через препятствия) и выездка (мастерское управление конем, назовем это так).
Мне ближе к сердцу конкур - это адреналин, скорость, драйв. Выездка же очень кропотливый труд. Впрочем, одно без другого не работает, поэтому мне дают основы и конкура, и выездки. Но профессиональным спортсменом я уже не буду. Кубки получают те, кто занимается с детства и тратит на это целое состояние. Но честно говоря, меня не тянет даже на любительские соревнования.
Тогда, зачем все это надо? Это единственное место, где я отдыхаю душой. Место, куда могу придти, отключиться от мира, подключиться к космосу и буквально качать энергию. Я не придумываю! Приедешь разок и сама все поймешь!
За секунду до прямого эфира на телевидение, когда сердце готово выскочить из груди, я вспоминаю тренировку и приходит покой. Но любой успех - это громадная работа. И не только техническая, но и с собой, со своими страхами.
В 17 лет я упала на галопе. Галоп - самая быстрая скорость лошади. Отделалась легким ушибом, но появилась другая травма - психологическая. Страх, с которым я борюсь и по сей день. Поэтому каждый маленький шаг вперед для меня большая победа.
Лошади - это экстремальный вид спорта. Здесь всегда есть риск упасть, даже если ты опытный наездник. Когда манеж казался несбыточной мечтой, я даже переключилась на байк и решила сдать на А категорию. Видимо, требовалась какая-то компенсация. Но, как только села на коня, желание гонять на мотоцикле как отрезало.
Знаешь, что интересно? Лошади всех уравнивают. Наша конюшня большая и нас много, но мы не знаем, кто из нас кто в другой, «внеконешенной» жизни. Например, там почти никто не знает, что я тележурналист. Потому что в манеже это ровным счетом ничего не значит. Значит другое. Наша конюшня работает с людьми с ограниченными возможностями, в том числе с детьми. К нам приезжают заниматься и дети с синдромом Дауна, с ДЦП, и аутисты…. Лошади - это не только рейттерапия. Они дают безграничные возможности. И силу. И еще, это практически единственный вид спорта, которым никогда не поздно начать заниматься.»