Культпоход: арт-терапия, компост и медные трубы в столичном музее

Культпоход: арт-терапия, компост и медные трубы в столичном музее

Раз в неделю я отправляюсь на одну столичную выставку и досконально ее изучаю. Так сказать, делаю себе мнение. Почему я не стала делиться своими находками раньше - трудно сказать. Художников, наверное, жалела.

**Текст и фото: Евгения Шафранек**

Последнее предприятие, которое оставило неизгладимый след в моей душе - выставка в Латвийском национальном художественном музее. Экспозиция «NNN», или Nosaukumam nav nozimes, а по-русски - «Название не имеет значения» открыта здесь до 19 ноября.

Я честно постаралась разглядеть глубокое всё в простом дудлинге.
Дудлинг, кто не знает, простые закорючки на полях тетради. Так что, каждый из нас - немного художник.

Но так и не поняла, насколько художники те, кто представил свои работы. Очень бы хотелось верить, что для авторов название не имеет значения, а вот содержание все-таки значимо. Но как оказалось, показалось.

Отдельное удовольствие описание мероприятия - много слов, мало смысла и никакой формы. Все опять очень концептуальное. «Цель выставки – отобразить процессы взаимодействия современного искусства и визуальной культуры в регионе балтийского моря, особо выделяя роль художников Латвии в формировании содержания будущего музея, который распахнет свои двери в 2021»

Хочется крикнуть: «Еще один музей современного искусства? Пожалуйста, остановитесь!» Но кто услышит, если можно оприходовать очередные европейские фонды.

Сильное подозрение, что однажды утром пришел ректор в Латвийскую академию художеств (а все авторы NNN так или иначе были студентами Ояра Петерсона) и заявил, что нужно быстро и ладно сделать нечто, чтобы разделить еще один грант, выделенный на сохранение национального достоинства. И стали стекаться в музейные залы медные трубы, рваные газеты, старые двигатели, пара табуретов и немного мусора.

Что имеем? Например, работы Монты Анджеевской. О ней вы точно могли слышать полгода назад, когда она выставляла свои работы в рамках мероприятия «Ночь музеев». Там было что-то очень культурно-историческое, архетипичное и женское.

Есть и Криш Салманис, тот самый, который в этом году, вместе с двумя другими художниками, получил Приз Пурвитиса за выставку «Песня». Их работа состояла из некоей конструкции. Конструкция возникла после того, как художники изучили слова песен из репертуара праздников песни за последние 13 лет.

Имеем и названия работ. Допустим, на стене коллаж из старых газет - это «Компост», цветки клевера - «Европа не знает» и оригинальное описание: пустой лист в буклете. Есть еще обмотанные прозрачной пленкой предметы, которые называются «Патина» - якобы, память, как пленка покрывает воспоминания, но на самом деле под ней пустота. Приклеенный скотчем человек - «Лечение искусством».

Сами участники считают, что второе название выставки может быть: «У мысли нет названия». Но парадоксально то, что вчитываясь в описания экспозиции, в голове растет пустота. Чем больше читаешь, тем больше понимаешь, что ничего не понимаешь.

Например: «Художники обозначают направления новых векторов возможного существования.»

«Авторов интересуют парадоксы восприятия, зависимость содержания от контекста и образа.»

И мое любимое: «Каждое произведение - результат длительной рефлексии».И ведь не поспоришь.

**Выставка будет проходить до 19 октября в Латвийском национальном художественном музее. Кому любопытно - ласково просимо!**