Минувшая Рижская неделя моды многим порадовала. Но одной штукой расстроила. Всерьез.
Сначала встретилась девчонка. 14 лет, меховая шапка диаметром с маленькую летающую тарелку. Здравствуйте, я модный блогер Кейта. Здравствуйте, двойник такого же блогера из Америки. Действительно Тави Гевинсон, американская 14-летняя старушка, по нелепой случайности оказавшаяся девочкой, заведя блог о моде и принявшись носить тряпочки в стиле «все страньше и страньше», стала знаменитой. Почему бы не сделать copy-paste на латвийский манер? Правда, блог Тави (сейчас, кстати, уже закрытый) славился едкими замечаниями, а у Тави made in Latvia – заметки в стиле «что вижу, то пою», и на индивидуальность, являющуюся основой блогерства – ни намека, но на возрасте-то можно выехать, правда? Первый такой молодой модный блогер в Латвии. Кто успел, как говорится, того и тапки.
Следующий показ – copy-paste № 2. На сей раз – зарубежного манекенщика Андрея Пежича, который родился мальчиком (многие сомневаются), но выходит на подиум как девушка. И вне подиума – до неприличия длинноног и длинноволос. Поздравляю, у нас тоже есть свой Пежич – модный блогер Ярослав Барышников. Не пытайтесь найти на фото этих двух персонажей 10 отличий – не найдете. Разве что Пежич покрасивше будет.
_Андрей Пежич._
_Ярослав Барышников._
Все мы, безусловно, в свой жизни проходим через копирование и подражание. Делаем жизнь, кто «с товарища Дзержинского», кто с других товарищей. Чужой опыт осваивается, переваривается, обрастает мыслями и чувствами и становится своим. Так было и так будет. Но сознательное копирование/клонирование – вещь совсем другого рода. Пугающая вещь.
Сopy-paste становится культурно-социальной тенденцией. Он везде и всюду. От римейков (снять «Служебный роман» в современных реалиях гораздо легче, чем эти реалии осмыслить) и советов женских журналов («Хочешь выглядеть как Анджелина Джоли?») до невинных, казалось бы вопросов знакомых, которые я слышу постоянно: «А какой фильм (спектакль, клип – нужное подчеркнуть) сейчас самый модный?» Мой ответ «тот, который тебе нравится» обычно повергает в ступор. И дальше – увы, традиционное: «Нет, ну тот, что смотрят все…»
Этот copy-paste гораздо хуже лосин и губной помады, содранной с какого-нибудь Пежича. Это тотальная боязнь быть собой. «Копипейстнуть» успешный образец легче и проще. С умным видом хвалить «Меланхолию» фон Триера даже, если тебя от нее тошнит – гарантия одобрения тех самых «всех». Признаться, что ты любишь слезливые мелодрамы или боевики со Стивеном Стигалом – казни подобно. Ведь в том-то и редиска, что содрать мнение «всех» — как бы гарантия успеха.
Только на самом деле никакого успеха клонирование чужой внешности/культурных интересов/образов/ума/души не приносит. Потому что внутри-то, в сердцевинке, хочется, чтобы любили и понимали Тебя – с твоими тараканами, увлечениями и нелепым носом. Да, конечно, можно оправдываться тем, что мы живем в такое время, когда все ранее известные модели общения с реальностью и культурой просто не работают (об этом хорошо у Константина Эрнста). Но попробовать найти свой язык, на котором ты будешь говорить с этой жизнью, все-таки стоит. А иначе… Иначе рыдать каждому в свою меховую шапку лет в 70. Оно нам надо?